Кто становится гением? Талантливый ребенок, который воспитывался в музыкальной среде, или работоспособный ученик, готовый к многочасовым занятиям? Этот спор редко обходится без упоминания известных музыкантов, которые еще с детства начали проявлять нетипичные для сверстников способности к искусству. Они на слух воспроизводили мелодии на музыкальных инструментах, когда только недавно научились говорить, исполняли собственные произведения на выпускных экзаменах в консерватории, выступали перед королевской семьей, пока сверстники только обучались нотной грамоте, подписывали контракты со студиями звукозаписи, не окончив даже школы. Анна Рыжкова рассказывает, каким было детство известных музыкантов-вундеркиндов.
1810 — 1849
Родители Шопена – Юстина и Николай – знали иностранные языки, были хорошо образованны и музыкально развиты. Они рано заметили восприимчивость сына к музыке: при звуках грустной мелодии, он начинал плакать, а когда мама исполняла для него веселые польские танцы, смеялся, танцевал и пробовал на слух подобрать песни на рояле.
Первым учителем для Шопена стала его старшая сестра, она занималась музыкой с паном Живным, который быстро заметил талант Фредерика и вскоре начал уделять мальчику больше внимания. Он записывал за начинающим композитором его простенькие пьесы и обучал его музыкальной технике. Шопен впервые продемонстрировал свое мастерство перед широкой публикой в восьмилетнем возрасте. Он выступил на концерте в пользу бедных в зале Радзивилловского дворца. Мальчик появился на сцене в бархатном костюмчике с кружевным воротником и сыграл технически трудный концерт чешского композитора Йировца. Шопен еще не понимал, что в его выступлении вызвало так много восхищенных отзывов, и когда обсуждал с мамой впечатления от первого концерта, сказал: «Больше всего всем понравился воротничок. Знаешь, мама, на него все смотрели!».
Свое первое серьезное произведение — полонез G moll — сочинил в шесть лет. «Автор этого Польского танца — юный артист, которому едва исполнилось восемь лет... Это подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет трудные произведения, но является к тому же автором нескольких танцев и вариаций, которыми знатоки музыки не перестают восхищаться», — писали тогда о Шопене критики в польской прессе.
Юного композитора часто приглашали выступать в домах аристократии. Он участвовал в концертах в Бельведерском дворце у великого польского князя Константина Павловича и даже подарил два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. Так Шопен попал в высшее общество, стал много гастролировать по европейским странам и сам вскоре занялся преподаванием музыкальных дисциплин.
Где послушать
В афише Belcanto есть цикл концертов романтической музыки, где исполняют Шопена и других композиторов этой эпохи на фортепиано, флейте, кларнете, органе, маримбе и виброфоне, а иллюстрацией к музыке становится водная анимация. К каждому классическому произведению подбирают шедевр зарубежной или русской живописи — на концерте «Романтика Шопена», например, зрители увидят работы известных художников-импрессионистов.
1811 — 1886
Венгерский музыкант Адам Лист, отец Ференца, рано начал учить сына музыке, хотя сам не имел профессионального музыкального образования и лишь в свободное от работы время (Адам был помощником по хозяйству в имениях князя Эстерхази) играл в оркестре. В церкви Ференца учили пению, а освоить орган помогал местный органист. Спустя три года занятий Ференц смог выступить в публичном концерте наравне со взрослыми музыкантами. Мальчику тогда было восемь лет.
Понимая, что сыну нужна серьезная академическая школа музыки, отец везет его в Вену. Здесь Листа начинает учить известный пианист Карл Черни — абсолютно безвозмездно.
Уроки Черни помогли Ференцу в совершенстве освоить технику игры на фортепиано. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из таких триумфов сам Бетховен подошел к юному исполнителю и поцеловал его.
Первым произведением Листа стали «Вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет. А оперу «Дон Санчо, или Замок любви» в 1825 году поставили в театре Большой парижской оперы, несмотря на то, что автору произведения не было и 14 лет!
Отец Листа надеялся, что мальчик сможет поступить в парижскую консерваторию, куда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Однако рекомендации и отзывы критиков открывали для Листа двери самых престижных салонов столицы. Уже через несколько недель после переезда он играл во дворце герцогини Беррийской, которая принимала у себя в гостях членов королевской семьи.
Однажды Лист играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Концерт настолько понравился гостям, что герцог устроил музыканта в Итальянский оперный театр. Известно, что во время выступления, когда Лист играл сольную часть, музыканты оркестра настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из критиков потом написал: «Маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел». Этот успех закрепил за Листом славу нового музыкального гения, нового Моцарта.
Где послушать
Музыкантов эпохи Листа можно послушать на концертах того же цикла романтической музыки.
1756 — 1791
Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным. Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке — это заслуга отца. Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.
Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице. Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга. «Смотрите, господин Шахтнер, — обратился отец к своему придворному музыканту, — как все здесь правильно и со смыслом!».
В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки —- семилетний мальчик». Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными. Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше — это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».
Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона. Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко). А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, — и был абсолютно прав.
Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.
Где послушать
На концерте «Моцарт – гений из Зальцбурга» в исполнении камерного оркестра «Инструментальная капелла». Концерт проходит в рамках проекта «Классика на высоте», и его название здесь приобретает буквальный смысл – музыку будут исполнять на высоте 220 метров, на 58-м этаже башни «Империя» в Москва-Сити.
1891 — 1953
Сергей Прокофьев начал занятия музыкой под руководством мамы, Марии Григорьевны. Еще не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет он начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. Музыканту пришлось выучить ноты как раз для того, чтобы свои маленькие произведения не потерять.
В девять лет Прокофьев впервые услышал оперу Шарля Гуно «Фауст» и понял, что пришло время от маленьких пьес перейти к крупным формам. Он написал музыку для своей первой оперы в трех действиях («Великан»), к которой все сюжетные линии придумал самостоятельно.
Заметив талант Сергея к композиции, Мария Григорьевна привела сына к известному московскому музыканту Сергею Танееву, который порекомендовал для занятий пригласить выпускника консерватории композитора Рейнгольда Глиэра. Два лета подряд Глиэр провел с Сергеем в Сонцовке, готовя юного музыканта к поступлению в консерваторию. Тринадцатилетний Прокофьев приехал в Петербург на экзамен с большой папкой авторских произведений: две оперы, соната, симфония и много маленьких фортепианных пьес.
В консерватории Сергей стал самым младшим студентом. Юноше, который забавы ради подсчитывал точное количество ошибок в музыкальных задачах своих однокурсников, с трудом удавалось поладить со сверстниками. Понимали Прокофьева и не все преподаватели: в классах теории композиции его произведения казались слишком смелыми, а некоторые пьесы он даже не решался показать профессорам, предвидя их реакцию. «Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым», — вспоминал композитор свою подготовку к экзамену по исполнительскому мастерству.
Прокофьев вместо программного фортепианного концерта решил исполнить свой собственный Первый концерт. Он вручил комиссии ноты только что изданного произведения и сел за инструмент. С этого триумфального выступления (кроме диплома с отличием он получил премию имени Антона Рубинштейна — немецкий рояль) началась уже взрослая карьера пианиста и композитора Сергея Прокофьева.
Где послушать
Творчество композиторов конца XIX — начала XX века можно услышать на VIII Международном фестивале «Дорога в Рождество». Музыку Рахманинова, Свиридова и Мусоргского проиллюстрируют песочной анимацией. Всю программу исполнит Государственный оркестр «Гусляры России» и органный дуэт «Бельканто», а текст пушкинской «Метели» (на концерте прозвучит музыка Свиридова к фильму по этому произведению) прочитает артист Петр Абрамов.
1955 (62 года)
Обладатель 17 премий «Грэмми» Йо Йо Ма родился в Париже, в китайской семье. Его мама была певицей, а папа дирижировал оркестром и сочинял музыку. Когда Ма исполнилось семь лет, вся семья перебралась в Нью-Йорк, где одаренный мальчик с выдающимися музыкальными способностями продолжил осваивать скрипку, альт и виолончель.
Музыкант-вундеркинд, который уже с пяти лет уверенно чувствовал себя на сцене в больших концертных залах, в семилетнем возрасте выступил для президента Джона Кеннеди. А спустя еще год Ма участвовал в концерте Леонарда Бернштайна, который на всю страну транслировали по телевизору. В 15 лет виолончелист окончил нью-йоркскую Trinity School и стал солистом гарвардского оркестра, который исполнял перформанс «Чайковский: Вариации Рококо». Затем он учился в музыкальной школе Juilliard School с Леонардом Розом, а в 1976 году получил степень бакалавра Гарварда.
Сейчас Йо Йо Ма объединяет в своем коллективе Silk Road Ensemble музыкантов из разных стран, он известен как гениальный исполнитель классики, авангарда и фольклора, его называют «самым веселым виолончелистом в мире» за артистичную манерку игры и любовь к жанровым экспериментам в музыке.
Где послушать
Услышать музыку для струнных можно на концерте австрийской скрипачки Елены Денисовой «Звезды мировой сцены. Собрание шедевров» в Центре искусств. Денисова выступает в лучших концертных залах мира, а в московском Центре искусств она исполнит произведения Баха, Паганини, Романова, Гертеля и Кройца.
1938 (78 лет)
Франк Робинсон — музыкант-самоучка, который запомнился всем как артистичный малыш по прозвищу Chile Sugar, с легкостью исполняющий музыку со сложным джазовыми аккордами. Джазу мальчик обучился сам, пренебрегая классической техникой игры на фортепиано: Франк, например, стучал по клавишам кулаками и локтями, когда считал такой прием уместным.
В возрасте шести лет он дебютирует в конкурсе исполнителей буги-вуги, в восемь лет участвует в концерте в Белом Доме и снимается в фильме «No Leave, No Love». Двенадцатилетний Франк считался одним из самых популярных исполнителей в США, он подписывал контракты со студиями звукозаписи, ездил с концертами по Европе. А в 15 лет резко прервал музыкальную карьеру, окончил школу, поступил в университет и защитил диссертацию по психологии.
«Я так хотел просто пойти в школу. Я хотел получить образование, поэтому спросил папу, можно ли остановить всё это. Я действительно мечтал получить диплом о высшем образовании», — вспоминает Франк Робинсон.
Только в начале 2000-х годов Франк Робинсон снова вернулся на сцену — он давно отказался от публичности, выступает на разных площадках своего родного Детройта, и занимается музыкой в свое удовольствие.
Где послушать
Послушать джазовую музыку вместе с детьми можно на «Интерактивном джазовом шоу для самых маленьких». Оркестр Classy Jazz объединили в своей программе «Муха Цокотуха и Бармалей» композиции периода «юности джаза», но серьезной обстановки от концерта ждать не стоит: детям разрешается свободно передвигаться по залу, танцевать и даже трогать музыкальные инструменты на сцене.