© Лиза Стрельцова
Советы гарвардского профессора
Наверное, все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными — не обязательно богатыми и знаменитыми, а теми людьми, которые добиваются своего и уверенно идут к своим целям. Гарвардский профессор Рональд Фергюсон решил изучить, как родительский стиль связан с успехом детей в будущем.
Оказалось, что родители успешных людей (например, молодых политиков или генеральных директоров крупных корпораций) придерживаются примерно одних и тех же родительских стратегий, играя в жизни своих детей восемь различных ролей.
Мы не знаем, помогут ли вам результаты этого исследования вырастить нового Илона Маска или еще кого-нибудь очень успешного, но, кажется, все восемь ролей неплохо описывают, какие функции выполняет родитель на разных этапах жизни своего ребенка.
Родители играют эту роль, когда стремятся заинтересовать своего ребенка в обучении и решении разных задач еще до того, как он пойдет в школу. Фергюсон отмечает, что это — самая важная роль из восьми перечисленных. По его словам, дети, чьи родители справились с этой ролью, умеют считывать одобрение их академических успехов учителями или наставниками и получают от этого удовольствие.
Родитель в этой роли следит за условиями, в которых развивается его ребенок, проверяет, чтобы у него было все необходимое, и вмешивается, когда что-то идет не так. Эта функция отличается от того, что делают «родители-вертолеты», которые, согласно Фергюсону, «так сильно вовлечены в жизнь своих детей, что не оставляют им возможности построить собственные отношения, научиться отвечать за себя и осознать собственные интересы».
Эта роль немного схожа с предыдущей — в ней родители следят за тем, что они не упускают ни одной возможности сделать жизнь их ребенка лучше, и даже нехватка ресурсов не способная им в этом помешать. «Родители могут жить в нищете, но если им подворачивается возможность, которая, по их мнению, необходима их ребенку для обучения или жизни, они в лепешку расшибутся, лишь бы ее заполучить», — говорит Фергюсон.
Как следует из названия этой роли, она заключается в том, чтобы открыть ребенку как можно больше знаний о мире. Родители-открыватели водят детей в музеи, библиотеки, галереи — в любые места, которые помогут им расширить кругозор. Также они знакомят детей с интересными людьми, с которых им захочется брать пример.
По словам Фергюсона, это вторая по значимости роль, поскольку она помогает детям найти цель в жизни. Родители-философы задают детям сложные вопросы и отвечают на любые вопросы, заданные им, при этом никогда не недооценивая способности детей к познанию мира и пониманию разных сложных идей.
Здесь речь идет о классическом ролевом моделировании, когда родители личным примером моделируют поведение, которое они ожидают от своих детей. Родителям в этой роли важно смоделировать те ценности, которые у них в приоритете, и передать эти ценности своим детям.
Родители-переговорщики учат детей отстаивать свои взгляды и интересы, при этом делать это уважительно и с достоинством, особенно перед лицом авторитетов.
Фергюсон описывает эту роль как «родительский голос, который остается в голове ребенка после того, как он покинул родительский дом, и помогает ему справляться с разными ситуациями во взрослой жизни».
Фергюсон убежден, что самым главным родительским качеством является желание и настрой быть отличными родителями своему ребенку, которое и должно дать им силы, достаточные для того, чтобы ловко жонглировать всеми этими ролями в процессе воспитания ребенка.
Иными словами, если вы намерены стать хорошими родителями своему в будущем успешному ребенку — то вы уже на верном пути (кстати, уверены, что и большинство этих ролей вы играете ежедневно, сами того не замечая).