8 воспитательных приемов Монтессори, которые может использовать каждый

8 воспитательных приемов Монтессори, которые может использовать каждый - слайд

© unsplash.com

Необязательно выбрасывать все пластиковые игрушки и отдавать ребенка в специальный Монтессори-сад.

Учитель Монтессори для детей 3-6 лет Кристина Клемер рассказывает о том, какие приемы подойдут любому родителю.

 В качестве «наказания» используйте «время вместе», а не «тайм-аут»

Плохое поведение и капризы часто говорят о том, что ребенок просто нуждается в нашем внимании. Поэтому, вместо того, чтобы кричать «иди в свою комнату!», вдохните поглубже и подумайте о том, как сильно ребенок нуждается в вас. Если возможно, отвлекитесь от того, чем вы занимались, и посвятите ребенку немного времени. Даже 5-10 минут качественного общения помогут всем успокоиться.

Если дети сходят с ума, прыгают на кровати и всячески бесятся, попробуйте выйти с ними на 10-минутную прогулку. Если они разливают воду и балуются – просто налейте им ванну, чтобы они могли вдоволь наиграться с водой. Всегда думайте о том, как повернуть ситуацию, превратив раздражающее поведение в семейное общение и игру.

 Оповещайте ребенка о своих планах

Если вы зайдете в класс Монтессори, то непременно обратите внимание на то, как преподаватели общаются с детьми. Они всегда проговаривают, что собираются сделать в следующий момент. Например, воспитатель скажет так: «Сейчас я возьму тебя на ручки, отнесу в ванную, и мы с тобой поменяем памперс».

Таким образом взрослый не только выказывает уважение даже самому маленькому ребенку, но и помогает ему быстрее заговорить и узнать новые слова – это лучше, чем проводить время в молчании. Со старшими детьми это также хорошо работает: им проще быть послушными, когда они знают, что именно происходит. Например: «Сейчас я возьму тебя за руку, потому что мы будем переходить через опасную дорогу». К этому нужно привыкнуть, зато потом общаться подобным образом будет очень просто.

 Позвольте ребенку больше двигаться

В классе Монтессори дети не обязаны постоянно сидеть за партой – они могут встать среди урока и подвигаться, если у них появилась такая потребность. Этот подход можно использовать и дома.

Например, младенца лучше класть на одеяло, расстеленное на полу, чем сажать его в шезлонг или качели. Так он может как следует оглядеть комнату и потренировать перевороты. Детям постарше нужно оборудовать комнату так, чтобы там не оставалось незакрепленных шкафов и острых углов – чтобы они смогли исследовать пространство без постоянных одергиваний и запретов.

Также детей нужно часто выводить гулять либо построить им дома гимнастический уголок – чтобы они двигались как можно больше.

 Делайте вместе с ребенком, а не вместо него

По Монтессори, родитель – не обслуживающий персонал, а партнер, который не делает все вместо ребенка, а лишь помогает ему.

Например, малыш вполне может сам снять штаны или подать чистый памперс. Дети постарше могут сами (конечно, с помощью родителей) убрать лужу, а не стоять в стороне, пока мама все вытирает.

Да, иногда кажется, что проще все сделать самим, но, поверьте, именно такое поведение взрослых помогает детям стать более самостоятельными и независимыми.

 Учите детей манерам

В мире Монтессори царит вежливость и деликатность. Гораздо лучше заранее объяснить ребенку, как аккуратно добиться внимания взрослого, если тот говорит по телефону, чем одергивать и рычать, раздражаясь на бесцеремонное поведение.

Чаще всего дети искренне хотят вести себя правильно – просто они не всегда знают, как это сделать. Вещи, которые кажутся очевидными для взрослых, далеко не всегда понятны детям. Представьте, если бы вы были туристом в незнакомой стране и не знали бы ничего о местных правилах и обычаях – как бы вы себя чувствовали? Так же чувствуют себя и дети! Иногда им нужно помочь.

 Поощряйте любопытство

В классе Монтессори воспитатель старается не нагружать детей фактами, а мягко подтолкнуть их к самостоятельным исследованиям.

Отведите их на прогулку в лес, подарите сачок для ловли бабочек, купите им книжку о том, как складывать фигурки оригами – дети сами сообразят, что со всем этим делать. Главное, они должны понять, что узнавать новое – это весело.

 Не бойтесь давать им настоящие инструменты

Люди часто удивляются, увидев, что в Монтессори классах маленькие дети пользуются настоящим ножом, молотком или швейной машинкой. Меж тем, это нормальная практика: родители и учителя рассказывают детям, как со всем этим обращаться, а после наблюдают, готовые прийти на помощь.

Как ни странно, дети чаще обращаются с настоящими инструментами гораздо аккуратнее, чем с игрушечными. Они прекрасно понимают разницу и знают, что результат также будет отличаться.

 Подключайте ребенка к ежедневным бытовым заботам

Начинать лучше как можно раньше! Не оставляйте малыша на игровом коврике – возьмите его с собой на кухню, чтобы он видел, как вы готовите. Дети постарше могут помочь разгружать стиральную машину или готовить обед.

Помогая взрослым дети ощущают себя нужными и самостоятельными, они обучаются необходимым бытовым навыкам и проводят с нами дополнительное время. Неважно, о какой домашней работе идет речь – ребенок всегда может хоть немного поучаствовать.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Подборка книг про взросление, проблемы в семье и отношения. А еще про любовь и дружбу.
Развлечения
Мы выбрали самые интересные места Подмосковья — с редкими животными, необычными механизмами, вкусной едой или выдающейся архитектурой,...
->