Бумеры, зумеры и «снежинки»: что не так с теорией поколений?

Бумеры, зумеры и «снежинки»: что не так с теорией поколений? - слайд

© Фото Andrea Riondino/Unsplash

Разбираемся, кто такие блумеры и думеры, и ищем себя в этих группах

Раньше о недопониманиях между представителями разных поколений философы и литераторы писали трактаты. Сегодня противостояние между людьми, рожденными с разницей в двадцать лет, нередко осмысляется с помощью теории поколений (и мемов с подписью «ок, бумер»). Откуда пошла эта современная классификация и насколько она условна? Давайте разбираться.

Зачатки теории поколений появились в немецкой социологии в начале двадцатого века. До этого в традиционном обществе не было заметной разницы между поколениями (хотя внутрисемейные конфликты, конечно же, были). Но в целом опыт и мировоззрение передавались от родителей к детям почти что один в один, без радикальных изменений.

Современная, часто цитируемая в медиа теория поколений была разработана американскими социологами Уильямом Штраусом и Нилом Хау в 1990-х годах. Они утверждали, что всегда существовали отдельные группы людей, рожденных примерно в одно и то же время и объединенных общими ценностями. Каждая жизненная фаза сменялась ими за 18–20 лет, а полное прохождение цикла осуществлялось за 80–90 лет.

Выделив несколько поколений, Штраус и Хау присвоили им условные наименования: одних обозначили как беби-бумеров (то есть людей, появившихся на свет во время послевоенного беби-бума), других — как представителей поколения X, третьих — как миллениалов (Y) и четвертых — как зумеров (Z). С тех пор за теорию крепко ухватились маркетологи — они анализируют потребительское поведение представителей разных поколений, чтобы адаптировать свои товары под нужды той или иной когорты.

Как классифицируют современные поколения?

Молчаливое поколение или поколение победителей

Родились в период с 1928 по 1945 год.

Ценности: упорная работа, работа «в системе», четкое следование правилам.

Представители этого поколения раньше всех остальных поколений (которые будут описаны ниже), вступали в брак и заводили детей. Но при этом именно это поколение «легализовало» разводы.

Поколение беби-бумеров

Родились в период с 1945 по 1964 год.

Главные ценности: много работать, строить семью.

Покупают товары, руководствуясь определенной идеологией. Если они выбрали какую-то марку однажды, то могут остаться верны ей навсегда.

Это поколение считается самым богатым и стабильным.

Представители поколения бумеров медленнее старели, чем их родители и дольше остаются активными. Бумеры до сих пор находятся на многих руководящих позициях. Сами себя часто считают прекрасными родителями.

Сегодня над бумерами много подшучивают — за их недовольство изменяющимся миром. Пассивно-агрессивным ответом на их «ворчание» и «нравоучения» стала мемная фраза «ок, бумер».

Поколение X (их еще называют детьми МТV)

Родились в период с 1965 по 1980 год (или до 1985 года).

Главные ценности: независимость, попытка найти баланс между карьерой и семьей.

Покупают товары, чтобы показать свой статус, любят дорогие бренды, люкс.

Это последнее поколение, которое росло без интернета, вне сетевой среды.

Иногда «иксеров» характеризуют как детей, которые росли предоставленными самим себе.

Поколение Y (миллениалы)

Родились в период с 1981 по 1995 год.

Главные ценности: самовыражение, возможность позже вступить во взрослую жизнь, важность корпоративной культуры.

Предпочитают отдавать деньги за обретение нового опыта, а не за какие-то вещи (то есть, скорее всего, предпочтут дорогой сумке путешествие).

Первое поколение, заставшее информационную открытость и глобальный мир в юном возрасте. Эти дети родились до появления интернета, но довольно рано с ним столкнулись.

Об этом поколении нередко говорят как о суперчувствительном, миллениалов часто называют «снежинками».

Поколение Z (центениалы или зумеры)

Родились в период с 1995 по 2010 год.

Главные ценности: индивидуальность, осознанность, уважение личных границ, социальная справедливость.

Стараются выбирать этичное потребление.

Считается, что представители этого поколения не обладают большой эрудицией, но зато у них более прокачанные навыки работы с информацией (по сравнению со старшими). Распространился стереотип о том, что это поколение не интересуется сексом, поэтому их иногда называют «поколением сексуальной контрреволюции».

Конечно, все эти деления крайне условны. А тех, кто родился на стыке двух поколений, даже называют специальным термином cusper («пограничник»). То есть люди, рожденные в самом начале или конце очередного периода, могут обладать чертами как своего, так и другого поколения, и граница этой «серой» зоны составляет примерно пять — восемь лет.

Кстати, политолог Екатерина Шульман (15 апреля 2022 года Минюст РФ включил Екатерину Шульман в «реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента») говорит о том, что изначально ход поколений был определен в 25 лет (когда исследованиями теории еще занимались немецкие социологи), а позже, когда за дело взялись маркетологи, им захотелось ускорить поколенческий шаг, поэтому и сроки сократили до 15 лет, и даже разделили сами поколения на «подпоколения».

Кто такие блумеры, думеры, глумеры?

Со временем различия между людьми внутри одного поколения уже невозможно было отрицать. Так появились новые типы и новые лейблы — хотя они «официально» и не входят в теорию поколений, но тоже часто используются в Сети (и в мемах). Среди особенно распространенных групп можно выделить вот эти:

Думеры (doomer) — это молодые люди, полностью разочаровавшиеся в мире. Считают экологическую катастрофу неизбежной. Предрекают скорый конец света.

Блумеры (bloomer) — это оптимистичные молодые ребята, рано достигшие определенного финансового благополучия. Ведут, как правило, здоровый образ жизни.

Глумеры (gloomer) — молодые люди, предпочитающие вести крайне закрытый, почти асоциальный образ жизни.

Поколение альфа

На смену зумерам придет поколение Альфа. Сам термин ввел в обиход социолог Марк МакКриндел. Представители этого поколения родились в период с 2010 года по настоящее время. Считается, что эти дети вырастут самыми образованными.

Многие из них (во всяком случае в Америке) — это дети из смешанных браков, и для них многоязычность стала обыденным явлением. Им также приписывается большая толерантность — возможно, для них вопрос расового происхождения человека вообще перестанет быть актуальным.


Интересно, что 2010 год — год, с которого начинается эпоха поколения альфа — это год выпуска айпада, ставшего неотъемлемым спутником многих детей этого поколения.


Представители альфы будут обладать особой технологической грамотностью: многие из них научились перелистывать изображения на цифровых устройствах раньше, чем говорить.

«Технологии для поколения альфа не являются чем-то отдельным от них самих, а, скорее, расширением их собственного сознания и идентичности», — говорит Натали Франке, глава управления компании HoneyBook, в комментарии изданию Huffington Post.

За поколением альфа последует поколение бета и гамма — но об их характеристиках пока можно лишь строить догадки.

Что не так с теорией поколений

«Разница между беби-бумером и представителем поколения X примерно так же значительна, как разница между Львом и Девой», — пишет обозреватель издания The New Yorker Луи Менанд, уподобляя веру в теорию поколений вере в астрологию. Теории поколений часто достается за то, что ее авторы оперируют лейблами.

Такая стереотипизация в конечном итоге может даже побуждать людей поступать тем или иным образом, редуцируя их до представителей одной гомогенной группы. Мол, если уж вы беби-бумер, то уж не обессудьте, всегда покупайте продукты в одном и том же магазине, чтобы соответствовать ожиданиям маркетологов.

В книге «Мифы о поколениях» (Generation Myth) социолог Бобби Даффи говорит о том, что поколения являются лишь одним из трех факторов, объясняющих изменения в отношениях, убеждениях и поведении человека. Другие два — это исторические события и «эффекты жизненного цикла», то есть то, как люди меняются с возрастом.


Общий вывод Даффи заключается в том, что люди в разных возрастных группах гораздо больше похожи друг на друга, чем предполагает теория поколений, но причина фиксации на этой теории — это выгода, которую может получить от нее консалтинговая индустрия.


Джессика Кригель в издании Forbes также выступила с предупреждением о том, как много появилось в последнее время на рынке «поколенческих экспертов»: эти спикеры выступают с лекциями и советами по адаптации того или иного контента под потребителей определенного поколения. Но их аргументация бывает крайне противоречивой.

Кригель приводит в пример то, как разные исследователи характеризуют вовлеченность того или иного поколения в благотворительность. Хоу и Штраус называют «поколением добровольцев» миллениалов, а Мэган Джонсон и Ларри Джонсон, авторы книги «Generations Inc», считают это свойство характерным для беби-бумеров. В общем, сколько экспертов, столько и мнений.

Еще один из аргументов против теории поколений — это стигматизация, которую она в себе несет. Объектом постоянных насмешек в какой-то момент стали бумеры. Но, пожалуй, наиболее ярко стигматизацию можно увидеть на примере «поколения снежинок» — так часто стали называть миллениалов, для которых взрослая жизнь оказалась слишком трудной и которые открыто заговорили о собственных проблемах с психическим здоровьем.

«В конечном счете, ярлык „поколение снежинок“ несправедлив, потому что поощряет стигматизацию и побуждает ненавидеть этих людей. Слово „снежинка“ утратило свою поэтичность. Теперь оно оскорбляет неспособность человека справляться со сложным миром. Как обществу, возможно, нам нужно задуматься — стигматизация и презрение когда-либо кому-то помогли?» — пишет в издании The Conversation эксперт по ментальному здоровью Шелли Хаслам-Ормерод. Аналогичный вопрос, кажется, можно задать и о самой теорий поколений.

Применима ли теория поколений в России?

Изначально с помощью теории поколении описывались сдвиги в американском обществе. Поскольку российская история и экономическое развитие в прошлом веке довольно серьезно отличались от того, что происходило в США, вполне резонно предположить, что и поколенческое деление у нас проходят по другому принципу.

Именно этот подход продвигает социолог и экономист Вадим Радаев в книге «Миллениалы: Как меняется российское общество». Он ввел несколько отличную от классификации Штрауса и Хау классификацию смены поколений в нашей стране, привязав ее к важным событиям в истории СССР и новой России:

— «мобилизационное поколение» — те, кто родился до 1938 года и взрослел с 1941 по 1955 год (то есть во время и сразу после Второй мировой войны)

— «поколение оттепели» — рожденные с 1939 по 1946 год и повзрослевшие с 1956 по 1963 год

— «поколение застоя» — рожденные с 1947 по 1967 год и повзрослевшие с 1964 по 1984 год

— «реформенное поколение» — рожденные с 1968 по 1981 год и повзрослевшие с 1985 по 1999 год

— «миллениалы», рожденных после 2000 года.

Хотя для обозначения «миллениалов» использовалось одно и то же слово, разница между нашими «миллениалами» и западными довольно сильна: например, российские «миллениалы» могут чувствовать себя более стабильно по сравнению с собственными родителями, чем западные «миллениалы» по сравнению с их родителями — в силу того, что карьера родителей миллениалов могла быть разрушена распадом СССР и переходом из социалистической системы в капитализм.


Если на Западе беби-бумеры считаются самым обеспеченным поколением, то про наше сопоставимое с ними по времени рождения «поколение застоя» такое вряд ли скажешь.


«В советское время нам, тогдашним детям, хотелось побыстрее стать взрослыми. В условиях нынешней растущей и давящей неопределенности многим молодым уже не хочется входить во взрослый мир, не хочется взрослеть, т. е. принимать стратегические, обязывающие решения, брать на себя ответственность. Хочется как-то отложить выбор профессии, выход на работу, отделение от родителей, обзаведение семьей, рождение детей. И вообще приятно побыть взрослым ребенком…» — пишет о поколенческих различиях в России Радаев, родившийся в 1961 году. Но насколько этот социальный конструкт соответствует положению дел, например, в вашей семье, можете судить только вы.

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.