Самые частые болезни у детей - результат ли проблем в семье? Рассказывает детский психолог Екатерина Мосина.
Наши друзья с портала krokha.ru выяснили у детского психолога Екатерины Мосиной, может ли частая заболеваемость ребенка зависеть от стрессовой реакции на семейные проблемы.
Сильные эмоциональные потрясения и невозможность психологически переработать их влечет за собой так называемый уход в болезнь. Как показывает практика, ключевую роль в возникновении психосоматических заболеваний у малыша играют неудовлетворенные потребности в любви и внимании родителей, непринятие или подавление его как личности.
Симптомы болезни как отражение психологического неблагополучия
Фиксация на самой болезни или ее симптомах дает подсказку детскому психотерапевту, с чем может быть связана психологическая проблема маленького пациента и что следует изменить родителям.
Частые простуды, ОРВИ (сниженный иммунитет) – сниженный жизненный потенциал, невыраженный гнев, злость, отсутствие положительных эмоций и увлечений, желание освобождения, усталость от борьбы.
Заболевания кожи (дерматиты, нейродермиты, псориаз) – нарушение границы личности и качества контакта с миром и близкими людьми, в первую очередь – с мамой. Чрезмерное навязывание «заботы» или недостаточный телесный контакт с малышом (формальный, холодный). Множество запретов, отношение к ребенку как к «солдату», авторитарный стиль воспитания в семье.
Бронхиальная астма – «подавленный всхлип», незащищенность, страхи, блокировка эмоций и невозможность их выразить, бесправность, отсутствие самостоятельности и свободы в выражении себя. Возможность свободно дышать (значит быть живым) связана со стихией воздуха – с зоной личностной свободы. В семьях же с такими пациентами часто можно встретить мать, которая очень опекает ребенка; находится в слиянии с ним (говорит «мы» вместо «я и он»); постоянно тревожится за его жизнь; ребенок чувствует очень сильное чувство вины из-за постоянных конфликтов родителей.
Пиелонефрит – напряженная обстановка в семье, унижение со стороны родителей или взрослого противоположного пола (например, если девочку унижает отец, а мальчика – мать или воспитательница в детском саду). Часто так дети реагируют на развод родителей. Болезни мочеточника – обида на родителей, неумение прощать. У девочек – чрезмерная привязанность к отцу, противоречивые чувства к нему, у мальчиков – к матери.
Гастрит – невыраженная агрессия, гнев. Невозможность что-либо «переваривать» – человека, тяжелую ситуацию или негативное чувство. Долгое нахождение в состоянии неопределенности, неверие в светлое будущее.
Как понять, что затяжные простуды или хроническая болезнь ребенка – это психологический «якорь»? Ответьте себе честно на несколько вопросов. Лучше записать ответы на бумаге.
1. Проанализируйте, что происходило в семье на момент начала заболевания малыша? С каким событием в семье или жизни ребенка это может быть связано?
2. Почему ребенку выгоднее болеть, чем быть здоровым? Что он может получить от родителей только тогда, когда болеет?
Например, родительское внимание, любовь, заботу, увидеть свою ценность для них и т. д.
Ребенок с помощью болезни может «удерживать» родителей от расставания, ведь он любит обоих и хочет, чтобы они всегда были рядом. Возможно, любовь между несколькими детьми в семье распределяется в пользу младшего, а старшему недостает родительского тепла и участия. Что остается ему делать? Как легально получить жизненно необходимое внимание? Есть простой способ – заболеть...
3. Какую психологическую выгоду от заболевания ребенка вы получали на момент начала болезни и, возможно, продолжаете получать сейчас?
Этот вопрос звучит как провокационный. Трудно признать, что болезнь ребенка может приносить родителю какую-то выгоду. Дело в том, что эта выгода чаще всего неосознаваемая. Но нужно постараться в этом разобраться. Так как именно выгода является основным «якорем», препятствующим выздоровлению.
«Якори» могут быть разными. Например, мама болеющего ребенка может позволить себе по объективной причине быть несчастной, жертвой, как можно дольше не отпускать от себя малыша, а значит контролировать его жизнь и не проживать свою. Такое «слияние» зачастую компенсирует неудовлетворенность от жизни с мужем или от личной нереализованности. В этом случае женщина полностью сосредотачивает свое внимание на ребенке, переносит на него всю свою заботу и любовь, по сути, живет за него, делает его несамостоятельным и неспособным противостоять трудностям. Эту мамину «теорию» ребенку приходится подтверждать – он начинает болеть. Круг замыкается. Как его разорвать?
4. Спросите себя, что вы будете делать, если ребенок станет здоровым? Как изменится ваша жизнь? Какие перспективы появятся у вас и у ребенка?
Искренне ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, какой «якорь» удерживает ребенка в состоянии болезни и над чем нужно поработать самостоятельно или с помощью психотерапевта.
Творческое пространство для самовыражения. Полезной в данном случае может быть лепка из глины. Глина – это особый материал, способный быстро залечивать раны. Глина позволяет переделывать вещь то количество раз, которое необходимо, до момента полного удовлетворения результатом.
Закройте поверхность, на которой будет творить кроха, полиэтиленом или клеенкой. Предоставьте в его распоряжение различные материалы для рисования (карандаши, гуашь, пастель, уголь), а также различные форматы бумаги. Основное правило – не давать оценок получившимся рисункам и работам. Основная установка: «Все, что делает мой ребенок, – прекрасно».
Мама-терапия
Метод подробно описан в книге известного профессора психотерапии Бориса Зиновьевича Драпкина «Терапия материнской любовью». Автор сравнивает тело ребенка с сосудом, внутренним резервуаром, который должен быть наполнен материнской любовью. Если маминой любви ребенку не хватает, то резервуар опустошается, а ребенок начинает болеть – тело кричит о своих проблемах. Метод основан на том, что мама воздействует на подсознание ребенка с помощью позитивных внушений во время его сна. Это требует серьезной работы от мамы, но есть достаточное количество научных исследований, подтверждающих эффективность метода.
Образ болезни и образ здоровья
Важно, чтобы ребенок был активно включен в процесс собственного выздоровления. Для этого можно использовать технику трех рисунков. Первый рисунок будет на тему «Моя болезнь». Спросите малыша: «На что похожа твоя болезнь?» Затем пусть он нарисует этот образ. Часто на рисунке «Моя болезнь» можно увидеть темные цвета и заболевшего грустного персонажа, к примеру слоненка. Затем скажите: «Ты знаешь, от тебя самого очень многое зависит, помоги слоненку стать здоровым. Нарисуй, как он побеждает эту болезнь. Что он для этого должен сделать?» Иногда требуется дополнительно ввести сказочного помощника, например фею или волшебника, которые имеют магические возможности. Третий рисунок будет про здорового и жизнерадостного слоненка: «Теперь твой герой здоров. Нарисуй, какой он стал уверенный и сильный!» Часто на третьем рисунке ребенок изображает героя более крупным, присутствует много насыщенных ярких красок, что говорит об активизации внутренних сил и ресурсов ребенка для выздоровления.
Утилизация болезни
Вам понадобятся воздушные шарики (3–5 шт.), на полненные гелием, и маркеры. Выберите открытое пространство на улице – сквер или парк. С помощью маркеров вместе с ребенком нарисуйте на шариках образ, отражающий болезнь, от которой малыш хочет избавиться. Каждый шар может олицетворять симптом болезни. Нарисуйте на шарике глаза, нос, рот, используя весь шар как лицо. Придумайте вместе с ребенком, кто кем будет. Шарик «Кашель», «Плохое самочувствие», «Боль» и т. д. Может быть, сам малыш подскажет вам, с чем еще он готов расстаться, расписав один-два шара на свое усмотрение. Затем ребенок по одному отпускает шарики в небо. В процессе отпускания проговорите волшебные слова (ребенок повторяет за взрослым): «Пусть ... навсегда покинет (имя ребенка), улетит высоко-высоко, а (имя ребенка) будет здоров!» Чем больше ребенок вовлечен в процесс рисования и отпускания, тем лучше. Техника подходит для детей от 5 лет.
Библиотерапия, или лечение чтением
Отличным подспорьем для выздоровления может стать чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок, оказывающих профилактический или терапевтический эффект (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Куприн «Девочка и слон», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», А. Барто «Я лежу, болею, сам себя жалею», мультфильм «Бегемот, который боялся прививок»).
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что чем более стабилен ребенок эмоционально, тем лучше его организм сопротивляется болезни. Поэтому ведите правильный образ жизни, прививайте малышу здоровые привычки, мыслите позитивно, чаще обсуждайте с ребенком его будущее, верьте в него. И будьте здоровы!
За психологической помощью обратилась Татьяна – мама Даши, ученицы 1-го класса. Диагноз: хронический пиелонефрит, ночной энурез. В семье есть второй ребенок – девочка-подросток. Три года назад из семьи ушел отец девочек. Ушел со скандалом, к другой женщине. Отношения стали разлаживаться уже на момент беременности, муж был против второго ребенка. Татьяна надеялась, что рождение еще одного ребенка спасет брак. Но развод все-таки состоялся.
К папе ездила только старшая дочка, младшую он приглашал крайне редко. Татьяна была вынуждена много работать, винила себя, что мало видит детей и не смогла удержать их отца. Осталась сильная обида на мужа, и нормального спокойного разговора, когда он приезжал за детьми, не получалось.
На момент начала терапии Даша уже около двух лет спала в подгузниках. На диагностике у девочки были выявлены множественные страхи, застенчивость и повышенная тревожность, сниженное настроение, она фантазировала о том, чтобы папа и мама наконец начали жить вместе. Первоначально Даша пропускала наши встречи из-за частых болезней, тело сопротивлялось переменам.
Долгое время в работах девочки не появлялось мужских фигур, она их всячески избегала. Стало понятно, что это реакция на неопределенность отношений с отцом, на затянувшийся конфликт между родителями, в который бессознательно была вовлечена Даша. Девочка скучала по отцу, нуждалась в его тепле и поддержке. Но любить папу – означало «не любить маму», а «мама так страдает по его вине». Параллельно мама прорабатывала свою обиду на мужа (и в целом на мужчин), постепенно шел процесс прощения, проживания боли и отпускания.
Я работала с этой семьей около полутора лет, включая несколько индивидуальных сессий с отцом девочки. И мама, и дочка за это время сильно изменились – девочка заметно подросла и окрепла, стала самостоятельнее, а мама стала жизнерадостной, сменила имидж. Папа стал больше интересоваться жизнью младшей дочери, приглашал обеих девочек в гости или на отдых. Пиелонефрит перешел в стадию ремиссии, а энурез прошел совсем уже через полгода от начала терапии. Теперь Дашино утро было «сухим» и радостным.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.