«Ченичный гогурт»: повторяя речевые ошибки детей, мы вредим их развитию?

«Ченичный гогурт»: повторяя речевые ошибки детей, мы вредим их развитию? - слайд

© Unsplash.com/London Scout

Ошибки в детской речи такие милые, хочется всё время их повторять. Однако есть мнение, что все это милое сюсюканье вредит нормальному развитию детской речи. Так ли это? Разбираемся.

Мелинда Веннер Мойер

колумнист

На этой неделе я сняла видео, в котором моя двухлетняя дочь просит меня приготовить ей куриные котлетки. Это трехсекундное видео бесценно. И не только потому, что она симпатично выплевывает изо рта половину еды, пока говорит. Все родители знают – чем больше ошибок делает ребенок в своей речи, тем это милее для окружающих. И вот я сама уже хочу назвать их куриные «кокетки». Признаюсь, я часто поддерживаю речевые ошибки дочери. Я могу спросить, хочет ли она «гогурт» – йогурт – потому, что сама хочу, чтобы она продолжала так говорить. Одна моя подруга, биолог, в своих разговорах с ребенком постоянно упоминала кальмара, только чтобы услышать, как ее малыш забавно говорит «пупальце» вместо щупальце. Еще в трех знакомых семьях вместо привычного арбуза из уст и детей, и взрослых постоянно звучит «мабуз» – так веселее. Это плохо, да? Насколько это вредно – смеяться и одобрять речевые ошибки наших малышей? Каким образом, если это вообще необходимо, мы должны корректировать их, или нужно всерьез заволноваться, сразу бежать к логопеду?

К счастью, в большинстве случаев, язык малыша и его речь – не повод для родительского беспокойства. Учиться говорить – трудно, и дети часто «спотыкаются», когда работают над произношением новых звуков. Бабушка становится бамушкой, купальный костюм – кукальным костюмом, а жёлтый цвет превращается в ёлтый. Я спросила Диану Пол, директора по клиническим исследованиям в области логопедии в Американской Ассоциации Речи, Языка и Слуха, действительно ли плохо со стороны родителей подражать речи малыша ради развлечения.

Нет, неплохо, если мы делаем это не круглосуточно без перерыва. « У ребенка не начнут развиваться проблемы с речью, если вы время от времени будете в шутку говорить «тутылка» вместо «бутылка», – говорит Диана. Относитесь к этому проще. Но не повторяйте за детьми всё время. Лингвист Арика Окрент, автор книги « В стране изобретенных языков», соглашается с этим, но предупреждает: ребенку может не нравиться, когда мы намеренно искажаем его слова. «Они знают разницу, они её слышат» – объясняет Арика.

У малышей еще нет контроля над речевым аппаратом. Но они знают, как должно звучать слово, и хотят, чтобы взрослые говорили правильно.

Поэтому, когда ребенок слышит неверную речь, он пытается поправить собеседника: «ты говоришь ненаильно (неправильно)». Грамматика – очень сложная вещь. По сути, дети делают не так уж много ошибок. Психолог и лингвист Стивен Пинкер объясняет, что вспомогательные глаголы (сюда входят глаголы мочь, долженствовать, быть, иметь и делать) имеют около 24 квинтиллионов логически возможных комбинаций. И только 100 из них грамматически верны. В основном дети строят эти комбинации правильно. Представляете, какое природное языковое чутье дано малышам? И все же, как мы должны реагировать на речевые недоразумения детей? Пол и Окрент согласны – не стоит открыто исправлять и тем более ругаться на ребенка.

«Лучшее, что вы можете сделать, – стать хорошим примером. Если ваш ребенок говорит «походим» вместо «пойдем», не делайте открыто замечание «это неправильно». Скажите просто: «Да, мы сейчас пойдем гулять в парк». Конечно, некоторые ошибки могут являться знаком того, что вашему ребенку нужна дополнительная помощь, но это сложно определить, поскольку границы нормы довольно размыты. В полтора года мой сын говорил, возможно, в десять раз больше слов, чем моя дочь в этом же возрасте, но оба они - совершенно нормально развивающиеся дети. Диана Пол указывает, на что стоит обращать внимание. Помощь специалиста может потребоваться, если в возрасте 4-6 месяцев ребенок не улыбается и не гулит, если ребенок не говорит хотя бы несколько слов к первому году жизни, если к двум годам ребенок не составляет маленькие предложения. Признаки возможных речевых проблем могут быть и в том случае, если в возрасте от года до двух ребенок не может правильно произнести простые согласные (П, Б, М) или с двух до трех лет не может выговорить К, Ф, Т или Д. Тем не менее даже в возрасте четырех-пяти лет многие дети не выговаривают буквы Р, С и Л, а такие сочетания согласных, как «бр» и «сп», тоже могут нелегко даваться.

Моя пятилетняя дочь все еще говорит завтак, вместо завтрак. И я не беспокоюсь.

Как вы можете помочь ребенку учить язык? «Разговаривайте, разговаривайте, разговаривайте с вашим ребенком больше», – говорит Диана Пол. Важно не только качество, но и количество. В одном исследовании специалисты из Канзасского Университета записывали разговоры с детьми в возрасте двух с половиной лет среди 42 семей. Выяснилось, что чем больше слов слышат дети, тем лучше становятся их академические навыки и пополняется словарный запас. Если сажать ребенка перед телевизором, это не решит проблему. Малыши учат новые звуки, когда с ними говорят живьем, лицом к лицу. Также может помочь специальная «родительская» форма разговора с малышом. Часто ее используют матери – медленная речь и намеренно преувеличенное разделение звуков в словах. Эта форма речи не требуется для усвоения языка (в некоторых культурах не принято так общаться с детьми, и они всё равно научаются говорить), но может помочь малышу и вам лучше и быстрее понимать друг друга.

В общем, язык – штука сложная, и вашим детям понадобится много времени, чтобы овладеть им. Не игнорируйте задержки в развитии речи, но и не переживайте лишний раз, если у ваших детей есть некоторые проблемы, допустимые в их возрасте. Говорите с ними много и наслаждайтесь их милыми ошибками. Потому что, к сожалению, они не будут разговаривать так всегда.

Перевод оригинального текста был опубликован на сайте "Понарошку". Мы публикуем его с разрешения редакции.

Материалы по теме
->