«Веди себя нормально», «Закрой рот и успокойся»: фразы, которые могут уничтожить самооценку ребенка

«Веди себя нормально», «Закрой рот и успокойся»: фразы, которые могут уничтожить самооценку ребенка - слайд

© Johnny McClung, Unsplash

«Почему ты не можешь нормально себя вести? Другие дети сидят себе спокойненько.»

В руках родителей куда больше власти, чем может показаться на первый взгляд. До определенного возраста мы являемся для ребенка всем: центром его вселенной, главным учителем, примером для подражания.

А еще — строгим судьей. Ребенок видит себя нашими глазами и оценивает нашими словами. То, что мы говорим своему ребенку в разных ситуациях, может научить его важным вещам, помочь поверить в себя и свою уникальность или разбить ему сердце и уничтожить самооценку.

Вместо того, чтобы стыдить ребенка и призывать его быть как все:

«Почему ты не можешь нормально себя вести? Другие дети сидят себе спокойненько.»

Попробуйте понять, почему ребенок ведет себя именно так, и предложить ему помощь:

«Я понимаю, трудно усидеть на месте так долго. Давай подумаем, чем ты можешь заняться, пока у тебя нет возможности встать.»

Вместо того, чтобы клеить на ребенка ярлыки:

«Он очень стеснительный и не пойдет танцевать.»

Попробуйте описать его действия и дать ему возможность посмотреть на них иначе:

«Он наблюдает за другими и определяется с тем, хочет ли участвовать.»

Вместо того, чтобы давить на ребенка и давать ему противоречивые указания:

«Я знаю, что ты хочешь сидеть здесь и рисовать, но твой друг хочет играть. Иди поиграй с ним.»

Уважайте его личные границы, позволяйте принимать решения и дайте ему понять, что его мнение и желания имеют значение:

«Он хочет поиграть с тобой, но если тебе сейчас больше хочется рисовать, мы можем договориться, чтобы вы встретились и поиграли в следующий раз».

Вместо того, чтобы пытаться подавить эмоции ребенка:

«Что это за поведение? Немедленно прекрати орать, иди в свою комнату и успокойся.»

Принимайте все его эмоции, позвольте ему быть с вами настоящим:

«Я вижу, ты расстроен и зол. Но я рядом и буду рада помочь тебе.»

Вместо того, чтобы ожидать, что ребенок будет вести себя как взрослый:

«Ты уже большая девочка, вот и веди себя соответственно.»

Помните о том, что взросление и развитие — это длительные процессы:

«Тебе сейчас трудно сконцентрироваться. Сделай, пожалуйста, усилие и послушай еще три минуты.»

Вместо того, чтобы делать ребенка ответственным за ваши эмоции:

«Ты меня очень сильно разозлил.»

Помните о том, что взросление и развитие — это длительные процессы:

«Я сейчас расстроена. Пока я успокаиваюсь, порисуй, пожалуйста.»

Чтобы ребенок стал увереннее в себе, чтобы его самооценка повысилась, мы должны поддерживать его и поощрять:

Самоконтроль;

Самоуважение;

Гибкость мышления;

Принятие всех эмоций;

Уважение к границам.

С использованием материалов из Big Life Journal

Фотография: Johnny McClung, Unsplash

Материалы по теме
->