Марс — в голубом, Венера — в розовом: откуда взялись гендерные стереотипы в детской одежде

Изучая ассортимент современных магазинов детской одежды нетрудно заметить, что вещи делятся на те, что предназначены для мальчиков, и те, что для девочек. Исключение составляют разве что ползунки или комбинезоны для младенцев. Как только ребенок начинает ходить, ему покупают одежду, предназначенную для определенного пола, хотя покрой футболок или штанов может быть схожим. Как одевали маленьких мальчиков и девочек 300 лет назад? Как голубой стал «мужским» цветом, а розовый — «женским»? Как определить «пол» комбинезончика по рисунку? Об этом – Люся Мовсесян.

Еще 200-300 лет назад между одеждой мальчиков и девочек в первые годы жизни разницы не было никакой. Младенцев туго пеленали, а чуть подросших детей переодевали в длинные широкие платья, чаще всего светлые. Вероятно, современных приверженцев концепции «воспитания настоящих мужчин» это неприятно шокирует, но будущие солдаты, полководцы и даже короли лет до пяти-семи разгуливали в кружевных платьях, ничем не отличаясь от сестер. В дальнейшем мальчиков одевали сразу в мужскую одежду соответствующих размеров. Девочки продолжали носить детские платья до 13-14 лет, а потом переходили на взрослые — с твердыми, как камень, корсетами и соблюдением многих условностей. Это вполне отражало жизненный путь девушки в XVIII-XIX веках, делившийся ровно на две части: детство и взрослая жизнь, без юности и других переходных этапов. Лет с 16 девушка начинала выезжать в свет и, если все складывалось как надо, в течение пары лет выходила замуж, после чего сама становилась матерью и считалась уже совершенно взрослой. У низших сословий, «в свет» не ездивших, были свои традиции сватовства, но суть оставалась той же — едва перестав быть ребенком, девушка выходила замуж и начинала взрослую жизнь без всяких скидок на нежный возраст.

От длинных платьев малыши обоих полов избавились только в последние десятилетия XIX века, когда их переодели в комбинезоны. С тех пор и до сегодняшнего дня они остаются «униформой» для маленьких детей благодаря удобству и теплу. Первоначально комбинезоны шили из одноцветных или полосатых тканей практичных цветов, но в начале прошлого века их стали украшать рисунками, как правило, цветами или изображениями животных. Постепенно рисунки на детских комбинезончиках начинают делиться на мальчишечьи — собачки, барабаны, и девчачьи — котята и цветы. Похожее разделение сохраняется и сейчас: диснеевские принцессы украшают одежду для девочек, а супергерои из комиксов — для мальчиков. Машинки, поезда, динозавры остаются мужскими принтами, девочкам достаются сердечки, пирожные, блестки.

«Марс и Рея Сильвия» П.Рубенс 1617-1620 гг. ©39rim.ru

Если задуматься о самом известном примере гендерного разделения в детской одежде, первое, что придет в голову, — это голубой и розовый цвета. В качестве гендерных символов они закрепились еще в 1910-х годах, но вот незадача: изначальное разделение было прямо противоположным нынешнему. А именно, мальчикам полагался розовый цвет, а девочкам — голубой. Специализированные издания о детской одежде рекомендовали шить вещи для мальчиков и девочек в определенных расцветках, а журналы для родителей придумывали этому объяснения. Например, американский журнал Parents Magazine писал, что розовый больше подходит для мальчиков, так как это «бледный оттенок красного», который считается цветом бога войны Марса. Голубой, напротив, традиционно ассоциируется с Венерой, а также Мадонной, что делает его более подходящим для девочек. Такое разделение сохранялось до 1940-х годов, а после Второй мировой войны цвета поменялись местами. Что сыграло в этом решающую роль — общественное мнение или маркетинговые ходы производителей — сказать уже сложно.

«Молодой мальчик с кнутом» Около 1840 г. ©wikipedia.com

Тут важно отметить, что правило «розовый — для девочек, голубой — для мальчиков», если и сохраняется, то несколько однобоко. Никого не удивит девочка, одетая в голубое, а вот мальчика в розовом встретить сложнее. Это отражает тенденцию, наметившуюся еще 200 лет назад, когда с мальчиков сняли платья. Постепенно любые «женские» элементы одежды — юбки, рюши, банты — становились неприемлемыми для мальчишечьей одежды, в то время как девочкам все чаще позволялось носить «мужские» вещи: комбинезоны, брюки, рубашки.

В 1970-х годах среди западных родителей появились сторонники «безгендерного» воспитания детей. Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей обоих полов одинаково, не пытаясь внушить им некие «мужские» и «женские» модели поведения. Сторонники такого подхода в числе прочего начали давить на производителей детской одежды, требуя выпускать универсальную одежду. На деле создание детской одежды унисекс свелось к тому, что с вещей убрали «женские» элементы — кружева, обильную вышивку, ярко-розовый цвет. То есть сторонники унисекса просто начали одевать девочек так же, как мальчиков. Очевидно, что даже самые ярые родители-феминисты не одевают своих мальчиков в платья и рюши, тогда как девочки ходят в брюках в любых семьях. Полный запрет на штаны для девочек сохраняется только в небольших ультраортодоксальных религиозных общинах.

Девочка принимает участие в соревновании по футболу ©uniorsport.ru

И все же производители одежды по-прежнему пытаются внести некоторые «женские» элементы в одежду для девочек «мужских» фасонов. Помимо упомянутых выше принтов, блесток и вышивок, девчачьи футболки и джинсы обладают, как правило, большим количеством декоративных элементов; это могут быть оборки, ленточки, бантики. Кроме того, вещи для девочек могут быть приталенными и облегающими, тем самым имитируя взрослую женскую одежду. Это имеет скорее психологическое значение, чем физическое: маленькие мальчики и девочки не слишком отличаются друг от друга телосложением. Многие родители жалуются, что одежда для мальчиков просто качественнее и пошита из более плотных практичных тканей.

Рынок детской одежды, по крайней мере на Западе, понемногу откликается на запрос родителей, проповедующих безгендерное воспитание. Отдельные бренды выпускают линии универсальной одежды, включающие вещи для девочек с роботами или надписями вроде «Будущий астронавт». Вероятно, со сменой очередного поколения родителей эта тенденция только усилится. Самое главное, увлекшись борьбой со стереотипами, не забыть спросить у своей маленькой дочери, действительно ли она хочет пижаму со «Звездными войнами», а то вдруг ей на самом деле нравятся принцессы.

обложка: «Дети Абер де Монмор». Филипп де Шампейн, 1649 г. ©style-buro.com

автор: Люся Мовсесян

иллюстрации: Виктория Бойко