Городской эксперимент одной мамы: удобно ли гулять по Москве с коляской?

Несмотря на постоянное улучшение городской среды, в последние годы гулять по столице с коляской не так просто.

Так, я взяла ребенка, коляску и отправилась в центр города за простыми развлечениями: сходить на выставку, посидеть в кафе или просто прогуляться по бульварам. И вот, что из этого вышло.

Метро

Если живешь достаточно далеко от центра, то главная проблема - это добраться туда. Первый вариант, приходящий в голову, - это автомобиль, но потом вспоминаешь про пробки или платную парковку, место на которой ещё надо постараться найти, и получается, что полдня будешь ехать ради пары часов в музее. Да и вообще, машину забрал муж, уехавший на работу. Остается общественный транспорт, а именно метро. И это первое большое препятствие. Само собой, я не поеду в утренний час пик, а часов в 11 в поездах уже свободно. Но попробуй до этого поезда добраться!

На многих станциях нет ни лифтов, ни эскалаторов. Кое-где есть пандусы, но и они не всегда просты в использовании. На некоторых станциях, а особенно в переходах, пандусов вообще нет.

Вспомните Кропоткинскую или переход между станциями Белорусская. Исправить эту ситуацию без глобального вмешательства в архитектуру станций невозможно. Учитывая, что почти все станции в пределах Кольцевой - памятники архитектуры, никакая реконструкция невозможна. Отчасти эту проблему решает Центр обеспечения мобильности пассажиров, который начал работать несколько лет назад.

Минимум за три часа до назначенной поездки надо подать заявку с указанием маршрута. Если заявку примут, то в назначенное время около входа в метро вас встретит пара крепких ребят и сопроводит до конечной точки поездки. Это удобно, но поездку с такой помощью лучше планировать заранее — сорваться прямо сейчас не получится. Когда услуга только появилась, ей мало кто пользовался, а сейчас она очень востребована, так что есть все шансы, что все сотрудники будут заняты в нужное время. У меня всё прошло хорошо: сотрудники были максимально вежливые, а на мои попытки помочь (сложно избавиться от привычки) сообщали, что сами справятся, а мне надо только спокойно идти рядом и не беспокоиться. Так что могу рекомендовать эту услугу, если вдруг надо куда-то ехать с коляской в одиночку.

Подземный переход

Советский период оставил нам в наследство довольно неудобный для пешеходов город: широченные проспекты, подземные переходы, неудобные маршруты. Изменения в девяностых-двухтысячных только усугубили эти проблемы.

Меняться ситуация стала только несколько лет назад, когда городские власти взяли курс на улучшение среды именно для пешеходов. Подземных переходов всё так же много, но теперь многие из них оборудованы спусками-пандусами, которые намного удобнее, чем рельсы на ступенях. Так что мне не составило труда, выйдя на Октябрьской радиальной, перейти Якиманку и дойти до Музеона. Сейчас в ЦДХ идет выставка, посвященная «оттепели» в СССР, - достаточно интересный период, и выставка, соответственно, тоже.

Музей

Большинство зданий музеев в Москве построены в те времена, когда ни про инвалидов, ни про мам с колясками никто не думал. Здание Центрального Дома Художника - не исключение. Так что первым делом иду к стойке информации и интересуюсь, смогу ли пройти на выставку с коляской.

Милая девушка сообщила, что без проблем, за гардеробом есть лифт, но сейчас он не работает. И предложила, если коляска нетяжелая, подняться по лестнице.

Я оглянулась вокруг в поисках потенциальных помощников, но кроме почтенных дам в рабочий полдень в музее никого не было. Так что как-нибудь в другой раз, когда лифт будет работать.

Мосты

Ну а пока иду дальше. Раз не попали в музей, то пойду в книжный — давно хотела посмотреть некоторые книги, но времени всё не было. Идти по Крымской набережной - одно удовольствие, после реконструкции тут очень хорошо. Работы этого года продлят её до Малого Каменного моста, а пока приходится обходить переулками, преодолевая раскопки.

Но основное препятствие ждало меня впереди. Для молодых и сильных подняться на пешеходный Патриарший мост, ведущий от Якиманской набережной к Волхонке, не проблема. Для всех остальных это упражнение не из легких. Да, тут сделали металлические рельсы, играющие роль пандуса, но задачу подняться с коляской они облегчают лишь отчасти.

Причем непонятно, как лучше подняться: если идти спиной и везти коляску за собой, можно споткнуться или оступиться, выпустить коляску - без страховочного ремня это очень опасно; толкать коляску перед собой безопаснее, но ощущение, что она становится тяжелее в десять раз.

Кое-как подняться удалось, я уже думала, что дальше никаких сложностей не будет, потому что на Волхонку мост выходит без лестниц, а в сторону Тверской только один подземный переход. Я намеревалась дойти до книжного магазина «Москва», поэтому - Тверская.

Посередине мост был перекрыт из-за желающих попасть в Храм Христа Спасителя, и вариантов было всего два: либо идти назад и через Каменные мосты переходить реку, либо спускаться здесь же по лестнице и всё равно идти через Большой каменный мост. Проходящий мимо молодой человек предложил помощь, так что возвращаться не пришлось. Но подобный выбор в городе стоит очень часто: идти коротким путем, где без посторонней помощи не справиться, или выбирать в несколько раз более длинный путь, но без лестниц и переходов.

Книжный магазин

Вдоль Моховой передвигаться легко, на Тверской проблем вообще нет. Я опасалась, что придется идти в подземный переход (и пришлось), но теперь тут есть часть с плавным спуском. Почему я решила направиться именно в книжный магазин «Москва»? Это один из немногих магазинов, вход в который на одном уровне с тротуаром. Внутри есть перепад уровней, но всего по паре ступенек, и это не мешает перемещаться внутри магазина с коляской. Вот куда не попасть, так это в отдел антикварной литературы, но он мне и не был нужен.

Кафе

Прогуляв уже полдня, пора было задуматься об обеде. Хорошая погода располагала к тому, чтобы посидеть на летней террасе какого-нибудь кафе. Но было бы слишком хорошо, если бы удалось сесть в любое из них на выбор. Я хотела зайти в кафе «Две палочки», но попасть на их веранду с коляской совершенно невозможно. Столики стоят слишком близко, а оставлять коляску за пределами веранды я опасалась. Надо было выбрать какое-то другое место. Далеко идти не пришлось — прямо напротив, там же в Камергерском, расположен ресторан Gusto, меню которого меня вполне устроило, веранда была более просторная и зайти с коляской не было проблемой. Вообще, многие веранды не только слишком тесные, но и подняты на несколько ступенек над уровнем тротуара, поэтому выбор мест для похода с коляской резко сокращается.

Такси

Ехать домой на метро я не хотела. Был вечер, люди возвращались с работы, вызывать помощь из Центра мобильности было поздно. Поэтому я решила ехать на такси. Коляска свободно умещается в багажник любого седана, поэтому не надо думать, стоит ли вызывать минивэн или что-то подобное. Несмотря на вечерние пробки, мы доехали из центра достаточно быстро. Все последние годы городские власти развивают общественный транспорт, в частности делают автобусные полосы, которыми могут легально пользоваться таксисты. И, пока все стоят в пробке, мы едем.

Вывод

В Москве стало намного удобнее, чем лет пять назад: для преодоления отдельных сложностей есть службы помощи, в парках и на улицах, которые затронула реконструкция, почти везде сделана нормальная безбарьерная среда. Но при этом очень многие учреждения культуры или магазины совершенно не думают о тех, кто придет к ним с маленьким ребенком и коляской, а это сильно сужает круг мест, куда можно поехать. Единственный вариант - проводить в будни время недалеко от дома, а ехать куда-то только в выходные на машине или с мужем в качестве попутчика и помощника.

Inglesina Sofia Duo

Для нашего эксперимента мы использовали коляску Inglesina - модель Sofia Duo

Это современный вариант многофункциональной системы для путешествий  «2 в 1»: на раму можно поставить и люльку, и прогулочный блок. Среди её несомненных достоинств - большие надувные колеса и мягкая подвеска. Невысокие бордюры можно преодолевать не поднимая передние колеса, на брусчатке или неровном асфальте ребенка вообще не трясет. И люльку, и прогулочный блок можно ставить как по ходу движения, так и против. Это очень удобная функция, особенно если на улице яркое солнце — ребенка всегда можно повернуть так, чтобы солнце не светило ему в глаза. А если этого окажется мало, то капюшон прогулочного блока и люльки может полностью закрыть сидящего (или лежащего) малыша. У прогулочного блока регулируется наклон спинки, а сиденье достаточно широкое, чтобы ребенку было комфортно и удобно в разных положениях. Ткань, которой обита коляска, обеспечивает защиту от ультрафиолета, имеет водоотталкивающую пропитку, поэтому в небольшой дождь можно не доставать дождевик. Тем не менее дождевик входит в комплект,  как и ряд других аксессуаров (противомоскитная сетка, дополнительный матрасик в люльку, насос для колес).

Партнер проекта - компания Inglesina