Каким был главный педиатр прошлого века?
2 мая 1903 года на свет появился великий (и ужасный) Бенджамин Спок. Каких взглядов на воспитание детей он придерживался и как они менялись со временем, почему именно его считали ответственным за то, что американская молодежь не хотела войны во Вьетнаме и другие подробности биографии знаменитого доктора — в нашем обзоре.
Бенджамин Спок родился в Коннектикуте, в семье переселенцев-голландцев. Его отец был юристом и работал в отделении железной дороги, а мать была домохозяйкой с очень четкими представлениями о том, как каждый из шести ее детей должен себя вести.
Хотя в одном из интервью Доктор Спок сказал, что именно любовь его матери к детям, какие бы строгие ограничительные формы она порой ни принимала, вдохновила его стать педиатром.
Нужно отметить, что педиатрия как самостоятельная дисциплина начала оформляться в Америке лишь в 1880-х годах. А Американская ассоциация педиатрии, на которую мы сегодня так часто ссылаемся, возникла в 1888 году. В первых книгах по педиатрии советовали, чтобы мать по минимуму контактировала с ребенком: при ГВ не давала малышу засыпать на груди, не сразу брала ребенка на руки, если он плакал — считалось, что все это приведет к тому, что малыш вырастет избалованным.
В 1920-х годах серьезно начали изучать психологию маленьких детей. Одним из ведущих психологов того времени был Джон Бродес Уотсон, основатель теории бихевиоризма. Он провел знаменитый эксперимент с «маленьким Альбертом» и крысой, с помощью которого, как тогда казалось, было доказано, что маленький ребенок не боится крысы априори — это мы, взрослые, подсказываем ему своей реакцией, что ему надо бояться зверька, и ребенок повторяет за нами.
В рамках этой теории ребенок понимался как совершенно пластичное созданием, которое полностью формируют родители.
Поэтому Уотсон акцентировал внимание на том, что материнская любовь может быть опасной и нужно сдерживать свою нежность, чтобы ни в коем случае не испортить малыша. Кормить детей нужно было строго по расписанию, раз в четыре часа. В 1930 году, когда у Бенджамина Спока родился первый ребенок, он сам еще был приверженцем старой педиатрической школы с подобными заветами.
Как именно складывалась академическая карьера Спока? Он поступил в Йельский университет, следуя отцовской традиции (в то время многие считали, что дети должны идти по стопам своих родителей и выбирать для учебы отцовский вуз). Вначале он изучил английский язык и литературу, и активно участвовал в спортивных университетских состязаниях, занимался академической греблей и даже стал победителем Олимпийских игр 1924 года в этой дисциплине.
В 1927 году Спок женился на Джейн Чейни и в том же году поменял место обучения — переключился на медицину в Колумбийском университете. В то время он уже сильно интересовались психологией воспитания.
Опираясь на теорию Фрейда и в том, что многие проблемы взрослых появляются из-за пережитых в детстве травм, он захотел помочь родителям попытаться справиться с какими-то ситуациями в детско-родительских отношениях до того, как они станут травмирующими.
Спок начал работать педиатром во время Великой Депрессии — большинство родителей, которые приходили в нему на прием с детьми, были обеспокоены в первую очередь детскими болезнями, а вовсе не методами воспитания. Никакой связи между воспитанием, психоанализом и детским развитием, родители не видели, но Спок пытался обратить их внимание на эту область психологии детско-родительских отношений.
В 1940–х годах к Бенджамину Споку обратились издатели. Он был единственным педиатром в Нью-Йорке (а, скорее всего, и вовсе в Америке) у которого было дополнительное психологическое образование, и именно это «новшество» по мнению издателей могло зацепить читателя. «Не пытайтесь написать какую-то выдающуюся книгу, пусть это будет просто книга. Продавать будем по 25 центов за экземпляр», — вспоминал Спок в одном из интервью. Услышав эту не самую амбициозную установку от издателя, Спок подумал, почему бы и не взяться за дело.
Первоначально он планировал написать книгу за шесть месяцев, но в итоге на нее ушло три года. Какую-то часть книги он писал во время войны, когда был на учениях: по вечерам он звонил жене и надиктовывал главы книги по телефону.
Когда книга «Ребенок и уход за ним» была издана, ее продавали, как и было оговорено, за 25 центов. И кажется, никто не мог предположить, что в первый год она обретет небывалый успех и вместо намеченных 10 000 копий, продадут почти миллион, а вскоре издание будет переведено на 40 языков мира.
Сам Спок объяснял успех своей книги послевоенным бейби-бумом. Но даже радуясь тому, что книга стала бестселлером, он боялся, что кто-то наверняка прочитает книгу неправильно, что-то не так поймет, и в итоге его обвинят в гибели детей. Обвинений в гибели детей не последовало, но множество обвинений в других вещах не заставили себя долго ждать.
По мнению самого Спока, одно из важнейших сообщений, которое он хотел донести до родителей: вы знаете своих детей лучше кого бы то ни было, вы решаете, что для них лучше!
Хотя он и довольно ясно артикулировал и свою антиавторитарную позицию: он против того, чтобы детей считали манипуляторами, которых можно разбаловать уже в первые недели жизни.
При этом в книге было много «несостыковок». С одной стороны, Спок говорил: родители, слушайте себя, не дергайтесь постоянно от советов экспертов. С другой стороны, он мог написать пять страниц о том, как правильно менять подгузники и как правильно их стирать. Впрочем, наши современники будут критиковать Спока в первую очередь не за эту непоследовательность, а за предложение дать ребенку проораться ночью 15–30 минут (Спок считал, что ребенок весом четыре с половиной килограмма вполне может обойтись без ночных кормлений). И еще одна рекомендация Спока не вызывает у современных читателей никакого доверия — укладывание новорожденного спать на животе, чтобы он не поперхнулся (сегодня это положение считается небезопасным для сна).
Хотя нужно отдать должное и сказать, что в целом, несмотря на некоторые странные рекомендации (чего стоит хотя бы предложение использовать коробку в качестве детской кроватки), листая книгу сегодня, невозможно не отметить ее общей адекватности.
Спок много уделяет внимания психологическому состоянию матери, упоминает о постродовой депрессии, очень уважительно обращается к молодым родителям и призывает их так же уважительно относиться к своим детям: позволять им недоедать и самим решать, когда они будут готовы перейти на горшок.
Очень дружелюбный и сияющий в телевизоре, Спок не всегда был таким же дома. В документальном фильме Ben Spock Baby Doctor есть интервью с детьми Спока, которые говорят, что он был довольно строгим отцом и не позволял им открыто проявлять свои чувства. В одном из других интервью, сам Спок говорил, что наверняка пару раз поднимал руку на своих детей.
В 1956 году Бенджамин Спок закончил свою педиатрическую практику с пациентами и занялся наукой. С 1957 стал заниматься научными исследованиями в Кливленде о том, как семьи воспитывают детей. В 1960-е годы Спок, который сам вырос в семье консерваторов, понял, что он как педиатр не может быть в стороне от политики и что политика сильнейшим образом влияет на то, как воспитывают детей в его стране.
Он стал одним из лиц движения за разоружение Америки: «Если вся цивилизация будет разрушена атомной бомбой, родителям не понадобятся больше советы педиатров». Он стал политическим активистом и занимал яркую антивоенную позицию.
Эта деятельность стала естественным продолжением его врачебной практики: он не хотел, чтобы те дети, для гармоничного развития которых он писал книги, погибали на войне.
Американские консерваторы обвиняли Спока в том, что именно из-за него молодежь выросла непатриотичной и не хочет отправляться на войну во Вьетнам — мол, их слишком избаловали родители, делающие все «по Споку» и позволившие им так много решать самим.
В какой-то момент в начале 1970-х Спок настолько погрузился в политическую карьеру, что пытался даже выдвинуться в президенты, но ничего не вышло. Они развелись с женой. Примерно в этот же момент против Спока выступили феминистки — его обвиняли в том, что он переложил всю ответственность за воспитание детей на женщин и никак не привлекал к этому делу отцов. Спок внес существенные правки в новое издание своего бестселлера — теперь черным по белому было написано, что отец, даже если он работает на полной ставке, должен приходить домой и участвовать в воспитании.
Спок вообще легко вносил правки в свои тексты: в последнем издании он предложил родителям переводить детей после двух лет на веганскую диету (чем, конечно же, вызвал очередной шквал негодования).
Последние годы жизни Спок провел на яхте вместе со со своей второй женой Мэри Морган. Он умер в 1998 году. когда ему было 94 года. Но наверняка, если бы он жил дальше, в его книге появились бы новые правки.
Подписывайтесь
на наш Telegram