«Мам, смотри, я без рук!» — нельзя
Вдруг вы прямо сейчас пишете эссе по литературе и думаете, с кем сравнить кланы Монтекки и Капулетти? У нас есть отличный вариант — автомобилисты и велосипедисты. С наступлением лета их «война» снова перешла в горячую фазу. Есть только один путь примирения: соблюдать правила дорожного движения.
Во Всемирный день велосипеда наша редакция проштудировала ПДД и рассказывает о том, как же правильно ездить на велосипеде ребенку и взрослому.
Ребенку
Если ребенку не исполнилось семи лет, то ездить на велосипеде (и конечно же падать с него) он может только по тротуару и в пешеходных зонах. Юный велосипедист в возрасте от семи до 14 лет может добавить в этот разрешительный список еще и велосипедные дорожки. После 14 лет ребенок на велосипеде считается уже взрослым участником дорожного движения и может выезжать на проезжую часть.
Детям после 14 лет и взрослым
Здесь все немного сложнее. Итак, запоминайте приоритет, по которому следует выбирать маршрут на велосипеде.
Велодорожка
Правая сторона дороги
Обочина
Тротуар
Да-да, если вы считали тротуар самым безопасным местом для катания, то ошибались. Наоборот, согласно ПДД, его выбирать нужно в последнюю очередь и только если нет возможности ехать по велодорожке, правой стороне дороги или обочине.
Важно помнить, что правила езды по дороге отличаются от правил ходьбы. Если пешеходам нужно идти навстречу автомобилям, то велосипедистам стоит ехать строго по направлению движения машин.
Велосипед — полноценное транспортное средство, а велосипедисты считаются полноправными членами дорожного движения и водители не имеют права прогонять их с дороги. Более того (и сейчас велосипедисты должны издать победный клич звоночками), вот несколько ситуаций на дороге, когда водитель авто должен уступить велосипедисту:
Когда водитель выезжает с прилегающей территории на дорогу, по которой двигается велосипедист (то же правило действует при съезде с дороги).
Когда водитель выезжает со двора на дорогу, по которой двигается велосипедист (то же правило действует при въезде во двор).
Когда водитель на перекрестке поворачивает направо, а ему навстречу прямо двигается велосипедист.
Две самые опасные ситуации на дороге: водитель поворачивает во двор и велосипедист справа может попасть в слепую зону; велосипедист внезапно решает объехать припаркованный на дороге автомобиль без предупредительного знака.
Соблюдайте особую осторожность в такие моменты и сами не забывайте пропускать пешеходов, ведь, как мы помним, у вас не «велик» какой-нибудь, а настоящее транспортное средство.
Никогда и ни при каких обстоятельствах не переезжайте на велосипеде пешеходный переход. Нужно обязательно спешиться и перейти его. Вот почему.
Все дело в том, что, согласно ПДД, водитель не обязан останавливаться перед пешеходным переходом, если нет помех движению. Поэтому автомобилист может не сбавлять скорость, если убедится, что никто еще не начал переходить дорогу.
В то же время велосипедист может посчитать, что успеет «проскочить», если прибавит скорость на переходе. В итоге два представителя враждующих кланов часто сталкиваются на большой скорости, что приводит к совсем нешуточным последствиям для обоих.
Давайте сначала разберемся, когда вообще можно поворачивать.
Направо — всегда, за исключением красного сигнала светофора.
Налево — только на однополосной дороге при отсутствии трамвайных путей, а также на велодорожке и во дворе.
Лучше всего показывать поворот вытянутой рукой — левой, если поворачиваете налево, правой, если направо. Правилами разрешен и другой сигнал: согнутая в локте и поднятая рука. Но тут легко запутаться: в этом случае нужно поднимать противоположную руку — если поворачиваете налево, то правую, и наоборот.
Кроме того, такой же знак утвержден правилами как сигнал остановки. Так что лучше все-таки использовать вытянутую руку.
Есть два варианта. Первый — спешиться, перейти дорогу, повернуть налево и снова попасть в поток машин на правой стороне дороги, не препятствуя при этом движению транспорта.
Второй называется «датский поворот». Копенгаген регулярно попадает во всевозможные рейтинги самых удобных велогородов мира, но, тем не менее, специальных перекрестков с разметкой для велосипедистов там нет.
В Дании действуют проще: проезжают перекресток прямо, разворачиваются, становятся в правый ряд (перпендикулярный изначальному движению) и опять двигаются прямо. Тем самым ничего не нарушая. Попробуйте и представьте себя на улицах Копенгагена.
Здесь правила устроены так, что основная ответственность за безопасность лежит на самом велосипедисте. Обязательные элементы — только фары или фонари, которые необходимо включать в темное время суток или при плохой видимости на дороге.
Вся остальная амуниция: шлем, наколенники, светоотражающие элементы, жилет — рекомендованы, но за их отсутствие штрафовать не могут. Мы также рекомендуем использовать все эти элементы, ведь вес велосипедиста несоизмерим с весом автомобиля и при их встрече все же лучше быть в шлеме и другой защитной амуниции, чем без них.
Кататься на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения или передавать велосипед кому-либо для езды в таком состоянии. Нельзя ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой. Да, мы так любили удивлять мальчишек и девчонок этим в детстве, но на самом деле такое трюкачество очень опасно.
Также нельзя перевозить на велосипеде кого-либо, за исключением велосипеда-тандема или перевозки ребенка в специальном кресле.