Разбираемся с директором школы
Неизвестно, для кого первый класс волнительней — для ребенка или для родителей. Только с детским садом разобрались, как свалилась новая гора вопросов. Как выбрать школу, подготовиться к ней, почему необязательно уметь читать перед школой и как мотивировать ребенка учиться в начальных классах? Рассказывает директор онлайн-школы Skysmart Михаил Митин.
Михаил Митин
Директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
Можно заниматься и целый год, и три летних месяца перед поступлением, и не заниматься совсем. Главное — сформировать привычку учиться. До начала учебного года дети должны уметь фокусировать внимание хотя бы в течение получаса, знать правила поведения и дисциплины и доводить дела до конца.
Все остальное зависит от желания ребенка: его нельзя заставить пойти на курсы подготовки, если он этого не хочет. Ведь самое главное перед школой — не отбить интерес к обучению. Можно пойти в школу и без навыков чтения и письма — ему будет немного труднее, но со временем он все освоит.
Чем лучше ребенок подготовлен, тем проще ему усваивать материал. В общеобразовательных школах ориентируются на средних учеников: если из 28 детей в классе только двое не будут уметь читать, то этим двоим придется нелегко. И у учителя не будет возможности индивидуально заниматься с каждым.
Для этого нужно определить цель — просто выучить с ребенком цифры или расширить кругозор и попытаться воспитать любовь к учебе. Даже во время прогулок ему можно рассказывать о разных природных явлениях. Во время путешествий — о географии и менталитете разных народов.
Родители, которые уделяют внимание осознанным, вовлеченным разговорам, дают ребенку очень многое, даже не всегда замечая это.
Еще полезная практика — игра в школу. Только не делать это строго: не нужно усаживать ребенка за «парту» по понедельникам и заниматься прописями, а по средам — чтением. Конечно, это воспитывает дисциплину, но вряд ли формирует желание.
Естественный интерес важнее формальных маркеров. Если ребенок уже в шесть лет проявляет интерес к обучению — значит можно идти в школу, если нет — подождать еще год. А еще есть тесты, которые помогают определить готовность ребенка: их можно найти в интернете или прямо в школе на день открытых дверей.
Есть четыре критерия, которые родителям нужно учесть при выборе первой школы:
1. Цель обучения
Некоторые родители хотят, чтобы ребенок сразу изучал два иностранных языка, а для кого-то важнее мягкая адаптация и дружественная атмосфера в классе. Договоритесь о целях внутри вашей семьи.
2. Классный руководитель
Этот человек ведет основную массу уроков (если нет предметного обучения), поэтому нужно учитывать не только позицию школы в рейтингах, но и личность педагога.
3. Специфические запросы
Нужно подумать, какие дополнительные бонусы родители (и, конечно, сам ребенок) хотят видеть в процессе обучения. Спортивные секции, продленка допоздна, soft skills — все это можно посмотреть на сайте школы.
4. Логистика
В первом классе выбирать школу на другом конце города не нужно. Может быть, она лучшая по всем рейтингам, но ближе к дому наверняка есть школа, в которой будет хороший классный руководитель и атмосфера. Учеба для первоклассника — серьезная нагрузка, и нервировать его лишними передвижениями не стоит.
А вот рейтинги играют второстепенную роль. Только при решении поменять школу в восьмом или девятом классе — можно смотреть на RAEX (рейтинг основан на поступлении выпускников в высшие учебные заведения) или на московский рейтинг (если речь о Москве).
Первые два года ребенок погружается в учебную среду. Если в третьем-четвертом классе обычной школьной нагрузки ему не хватает, то можно подумать о переводе в лицейский или гимназический класс.
После девятого класса — почти аналогичная ситуация. Здесь цели может ставить сам подросток: например, перейти в лицей при университете или в школу, где сделан уклон на предметы, которые он планирует сдавать на ЕГЭ.
Обычно дети занимаются летом, когда хотят:
Еще одно преимущество — упрощение периода адаптации. Когда дети приходят в школу после длительных летних каникул, им трудно быстро влиться в учебный ритм с постоянной нагрузкой. Поэтому занятия на каникулах помогают сохранить системность, так что дети быстрее привыкают к школе и испытывают меньше стресса.
Участвуйте в бесплатном марафоне «Летняя перезагрузка» от онлайн-школы Skysmart. Из 5 коротких видеоуроков вы узнаете:
Спикеры:
Татьяна Лазарева*
актриса и телеведущая
Ольга Килина
коуч и мотивационный оратор
Михаил Митин
директор школы
Дарья Шаршова
педагог и методист
Все участники получат возможность выиграть 16 уроков в онлайн-школе Skysmart.
Во-первых, нужна поддержка родителей. Школа — это непростой марафон, на котором ребенку требуется внимание и заинтересованность взрослых. Во-вторых, дети должны видеть практическую пользу в знаниях, которые они получают.
Нельзя мотивировать призами за оценки. Позиция «получишь пятерку — будет подарок» долго работать не будет, да и может изменить отношение к учебе в худшую сторону: ребенок начнет хитрить и обманывать ради вознаграждения. Но при этом позитивное поощрение должно присутствовать: кто-то ездит в парк всей семьей, кто-то ходит есть мороженое — способ не так важен. Главное — показать ребенку, что он не зря прикладывает усилия, и родители это замечают.
Система обратной связи от учителя в виде разных символов (кружков, квадратов, треугольник), наклеек или любой другой системы должна быть. Это нужно, чтобы отражать динамику развития, видеть пробелы и постепенно вводить детей в систему оценивания. А вот непосредственно оценки в начальной школе школе не нужны — они как раз могут негативно отразиться на мотивации.
Домашнее задание — это задание для ребенка. И оно должно быть таким, чтобы школьник мог сделать его сам, без посторонней помощи и с интересом.
В младшей школе давать домашние задания вообще не эффективно, потому что у детей не сформированы учебные навыки и мотивация. Если они не могут самостоятельно сидеть и что-то выполнять, родители начинают помогать и весь смысл домашки пропадает.
А вот в средней и старшей школе домашние задания влияют на успеваемость. Но есть один момент: они должны быть полезными и интересными. Школам не хватает проектных домашек, в которых дети неделю что-то исследуют, изучают, оформляют, а потом презентуют работу.
* — Татьяна Лазарева внесена Минюстом РФ в «реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента». Росфинмониторинг также внес Татьяну Лазареву в перечень террористов и экстремистов.