Советы специалиста
Учить ребенка основам безопасности — задача взрослых. Как рассказать об этом так, чтобы это не стало очередной скучной лекцией, разобрали с экспертом образовательного центра «Каменный город» Сергеем Галиуллиным.
Нам кажется, что если мы ребенка как следует запугаем, то он точно поздней ночью из дома не выйдет и по крышам скакать не будет. Это так: страх хорошо учит именно этому — держаться подальше от всего, что связано со страшным. Но напуганный человек мало способен мыслить критически, реально оценивать обстановку.
Более того, пока ребенок боится, он очень мало чему может научиться.
Запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребенку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребенку стать более осведомленным, знающим, самостоятельным.
Тема такая серьезная, что кажется, что и тон нужно выбирать серьезный, но это не так. Серьезный тон не гарантирует внимание слушателей: даже взрослому человеку утомительно слушать монолог о безопасности, что говорить о детях.
Поиграйте, проведите квест, загадайте задачи, проведите дискуссию, нарисуйте с детьми комикс — сейчас форматов работы много. Поверьте, это не сделает изучение правил безопасности менее важным, а вот полезным — сделает.
Еще лучше, если вы разберете конкретные ситуации. Например, расскажите ребенку о тех моментах, которые точно должны насторожить в поведении собеседника в Сети: просят фотографии, но сами не высылают, спрашивают подробности о жизни, месте проживания, школе, присылают непонятные ссылки, уговаривают встретиться в безлюдном месте.
Это очень хороший навык, но редкий даже у взрослых. Самое неприятное, что в нашей культуре детей часто воспитывают так, что они не могут сказать «нет» взрослым, потому что их надо уважать, слушаться и все вот это.
Только уважение и послушание могут стоить ребенку жизни, как бы пафосно это сейчас ни звучало.
Расскажите ребенку, что мир — разный, люди в нем — разные, взрослые тоже бывают разные. Взрослый дядя может принести вред, даже если он кажется очень надежным и называет имена папы-мамы. Это не повод его слушаться, идти за ним.
Причины, почему дети не могут попросить помощи, абсолютно разные: кому-то стыдно, кто-то боится. Испытывать эти эмоции нормально, но в случае опасности они могут навредить.
Объясните ребенку, почему любой человек не всегда может решить проблему сам.
Расскажите ему заранее, к кому можно обращаться за помощью в детском саду, школе, поезде, аэропорту, магазине, метро, на улице. Покажите этих людей, изучите их форму, объясните, почему взрослые всегда придут на помощь ребенку и как вы сами просите помощь.
В любой нестандартной ситуации демонстрируйте своим примером, что значит быть готовым действовать, просить и принимать помощь. Расскажите, с какими ситуациями вы сталкивались в детстве и как их решали, что в этот момент чувствовали и что вам помогло. Не приукрашивайте, потому что это всегда чувствуется. Говорите искренне. Ребенок спроецирует это на себя и свою жизнь.