Как и зачем говорить с детьми о Холокосте: рекомендации эксперта

Как и зачем говорить с детьми о Холокосте: рекомендации эксперта - слайд

© Коллаж Chips Journal

Объясняет Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса

Понимание Холокоста, одной из величайших трагедий ХХ века, приходит к детям в разном возрасте, через разные каналы информации и с разными эмоциональным наполнением. О массовом уничтожении нацистами евреев кто-то из детей узнает из книг, кто-то из фильмов, кто-то случайно натыкается на статью или видео в Интернете. Для многих поводом для разговора на эту тему становится история, которую ребенок услышал в школе, но какой бы ни была причина, важно понимать, как именно строить разговор, что именно нужно рассказывать и как именно отвечать на вопросы. Почему вы должны рассказывать своему ребенку о Холокосте? Рассказывает Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса.

Знание о Холокосте обучает терпимости и уважению. Эта трагедия — драматический урок о важности бережного отношения к любому человеку на Земле, независимо от цвета кожи, религиозных взглядов, возраста, богатства или чего-либо еще, что может отличать нас друг от друга.

История Холокоста показывает, насколько опасно разжигать ксенофобию, межнациональную и межрелигиозную ненависть. Детям важно знать о том, к чему может привести разрушительная сила вражды, о том, чем может закончиться игра на тревоге и страхах людей.

Правильная и точная информация очень важна особенно сегодня, в условиях неконтролируемого потока информации, который получает каждый из нас ежедневно.Дети в любом случае об этом узнают, и будет хорошо, если это произойдет в среде, где факты представлены достоверные факты.

Информированность о Холокосте поддерживает эмоциональную стабильность. Это может показаться нелогичным, но ребенок меньше тревожится, если он более осведомлен об угрозах мира вокруг. Дети волнуются, когда слышат о страшных событиях, находящихся вне их контроля, и еще больше волнуются, когда чувствуют, что старшие, близкие им люди, что-то недоговаривают, пытаясь оградить их от этих знаний.

Уроки истории предотвращают злодеяния в будущем. Изучение истории Холокоста — как он начался, как развивался, как разрастался, — это лучшая возможность предупредить еще одной трагедию. Это гарантия того, что наши дети вырастут и станут внимательно относиться к опасностям антисемитизма и ксенофобии, к любым формам дискриминации и нетерпимости по отношению к другим.

Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что трагическая история Холокоста, возможно, один из важнейших уроков, которые нужно усвоить детям для сохранения мира на планете.

Важно помнить, что все началось не с газовых камер. Все началось с того, что политики разделили людей на «своих» и «чужих». Все началось с нетерпимости и ненависти, а когда люди перестали заботиться друг о друге, потеряли чувствительность и закрыли глаза, это превратилось в скользкую дорожку к геноциду.

Как рассказать детям о Холокосте

Прежде чем начинать любой разговор с ребенком, убедитесь, что вы готовы к этому, что вы спокойны и сможете заверить ребенка в том, что он в безопасности. Если вы будете внимательны, ваш ребенок даст вам знать, сколько информации он готов получить.

Помните, для детей крайне важна честность, они очень чувствительны ко лжи. Не отрицайте суровую действительность. Не давайте ребенку больше, чем ему нужно, но и не приукрашивайте правду.

Начальный этап разговора о Холокосте — это объяснение слова терпимость. Ребенку легче понимать, опираясь на примеры. Поговорите о школе, о друзьях, буллинге, проявлениях нетерпимости. Обсудите влияние людей друг на друга. Вот несколько советов:

● Расскажите ребенку, почему так важно не поддерживать несправедливость и насилие, с которыми он может столкнуться в своей повседневной жизни.

● Поговорите о том, как так происходит, что одни люди вдруг начинают считать себя лучше других. Возможно ли это? Правильно ли? И главное — к чему это приводит?

● Расскажите несколько историй о людях, переживших Холокост. Избегайте детального описания способов уничтожения людей, сделайте акцент на выживших: благодаря чему они справились, как им это удалось, о людях — Праведниках народов мира — которые спасали евреев.

● Поговорите о первопричинах: можно сыграть в игру «Что можно было предпринять, чтобы трагедии не случилось?»

● Вместе прочтите книгу Батшевы Даган «Чика, собачка из гетто», в которой рассказывается, как пятилетнему мальчику не разрешили забрать с собой в гетто любимую собаку (Кстати, автор книги, сама пережившая Освенцим, после войны стала педагогом и разработала специальную методику «Как говорить с детьми о Холокосте»)

● Будьте готовы к тому, что в разговоре обязательно всплывет тема смерти, и здесь ребенок может расстроиться, заплакать. Важно поддержать его в этот момент, утешить, но не предлагать «перестать плакать».

● Вместе подумайте о том, как вы и ваш малыш можете прямо сейчас протянуть руку помощи и изменить мир к лучшему. Например, договориться выполнять ежедневную мицву (делать добрые дела).

● Используйте творческий подход: предложите нарисовать что-то на тему Холокоста (например, картинку «мальчик в гетто») или станцевать, или написать короткий рассказ. Это будет идеальным способом для ребенка выразить эмоции, возникшие после соприкосновения с темой трагедии.

● При любых разговорах о Холокосте обязательно подчеркивайте, что ваш ребенок в безопасности, что его жизни ничего не угрожает.

● Сосредоточьтесь на историях подвига и спасения: например, вместе с ребенком школьного возраста вы можете принять участие в конкурсе «Спасители. Праведники народов мира».

Это конкурс творческих и исследовательских работ, посвященный людям разных национальностей, которые в годы Великой Отечественной Войны, несмотря на риск для собственной жизни, помогали евреям на территориях нашей страны, оккупированных нацистами.

В конкурсе могут принять участие школьники и студенты, индивидуально и командами. Работы будут оцениваться в трех номинациях: «Исследовательские и поисковые работы», «Творческие, художественные работы» и «Медиа- и коммуникационные проекты». Участие в конкурсе индивидуальное или командное.

Победители конкурса посетят двухдневный мастер-класс в Москве. У них будет возможность познакомиться с исследователями темы Праведников народов мира и историками Холокоста, узнать об особенностях поиска архивной информации, обсудить способы подачи темы Праведников в культурной сфере.

Подробности о конкурсе можно посмотреть на сайте.

Материалы по теме
->