Каково это - неделю жить с детьми на яхте? Как не упасть за борт? Что есть? Как развлекаться? Своим опытом делится мама двоих детей Виктория Пихтовникова.
Начну с конца. По завершении нашего приключения мои дети задали только один вопрос: “Мама, а в следующем году мы пойдем по этому же маршруту или другому?”. То есть вопрос “Идем или нет?” – не стоял. Ответ был очевиден))
Пляжный отдых всем уже набил оскомину, потому что есть такой стереотип, мол, если у тебя дети, особенно маленькие, то надо выбирать что-то стабильное – all inclusive, Турция-Греция, сидеть на одном месте, отдавать ребенка аниматорам и греться на солнышке. А тут мы увидели, что этот стереотип можно сломать и решили попробовать отправиться в детскую регату. Моим детям на тот момент было 4 года и 8 лет.
Заселение было в субботу. В первый вечер мы с попутчиками встретились в порту, познакомились (хотя многие познакомились еще в Москве), в море не выходили, а ночевали на лодке, чтобы привыкнуть к пространству, к покачиванию, а также изучить технику безопасности. В море мы вышли в 6 утра воскресенья. Таким образом, у нас было время привыкнуть друг к другу, дети поспали первую ночь на новом месте и успели освоиться.
Да, поначалу мы боялись, что будет укачивать, но в итоге выяснилось, что, во-первых, детей на парусных яхтах гораздо меньше прикачивает, чем взрослых, а во-вторых, маршруты были выбраны такие, что в это время в этом море очень спокойно и нет особых волн. Все прошло прекрасно, и не надо никаких таблеток. Даже если вдруг стало укачивать - нужно просто занять ребенка делом, к примеру, поставить за штурвал (конечно, под присмотром капитана), и все проходит, а для ребенка столько счастья!!
Да, об этом мы тоже беспокоились - вдруг будет тесно, неудобно. В итоге оказалось, что для круиза была выбрана пятикаютная яхта, на всех есть три санузла с душем и горячей водой, в нескольких каютах расположены большие двухместные кровати. Для меня это поначалу было удивительно - оказывается, на яхте можно просторно и комфортно размещаться, все туалеты чистые, санитарные требования соблюдены.
Маршрут прокладывается так, чтобы успеть охватить самые интересные природные достопримечательности в округе. Например, в Хорватии у нас был пляж с черным песком, пляж с белым песком, соленое озеро - мы объехали столько всего, сколько в жизни бы не посетили, сидя в отеле и выезжая на экскурсии. И дети не уставали от утомительной дороги, ведь они были на лодке, а это ветер, парус, солнце, чайки, дельфины, рыбки! Мы устраивали пикник на необитаемом острове, раскапывали пиратские клады. Каждый день не был похож на другой.
На яхте есть большая кухня (на морском - камбуз), где можно готовить привычную еду. Мы останавливались в порту, закупались провизией на местном гастрорынке и в магазинчиках, а потом по очереди готовили – сразу на всех, но всегда с учетом особенностей каждого (наличие аллергии, необходимость соблюдения диеты, иное). Нам потом рассказали, что капитаны очень любят ходить в детские регаты, потому что так, как мамы, их никто больше не кормит. Нам сказали, что если мы захотим, можно организовать и кока – в отпуске и правда не всегда хочется готовить.
Однако на яхте была особая атмосфера, там так расслабляешься, пребываешь в такой внутренней гармонии, что приготовить, например, завтрак и съесть его тут же всем вместе посреди моря – гораздо приятней, чем искать какое-то портовое кафе, сидеть и ждать, когда принесут еду. Тем более на яхте готовят все вместе, происходит это весело и шумно, и готовка воспринимается не как повинность, а как удовольствие. Для любителей выпить в отпуске у нас было четкое правило: пока яхта находится в движении (до прибытия на место стоянки), употреблять алкоголь нельзя. Вечером - пожалуйста, во время вечерней стоянки можно было выпить прохладного вина. Обычно мы приходили на место ночной стоянки около 5-6 часов вечера, вставали в порт или бросали якорь, и следующий переход начинался только в 6 утра (или позже - по настроению и договоренности внутри команды) следующего дня.
На яхте нет пассажиров - все становятся полноценными членами экипажа (сегодня ты матрос, завтра - радист, боцман, рулевой или штурман). Руководит экипажем капитан с международной лицензией. Есть вожатый, который ведёт мероприятия для детей, следуя определённой программе. За 7 дней каждый из участников успевает опробовать разные судовые роли. Они обговариваются заранее, а в конце дня на общем собрании каждый делится впечатлениями. Кстати, дети осваивают все это чуть ли не быстрее взрослых - уже на третий день мальчики 9- 10 лет становились полноценными матросами, умели спускать резиновую шлюпку на воду и ловко управлялись со всеми снастями. Капитан объяснял детям, что такое координаты, и в итоге они учились сами прокладывать маршрут. Даже совместная мойка лодки стала для детей веселым приключением, а не нудной обязанностью.
У вожатого помимо морской программы была и обычная. Например, во время нашего плавания тема путешествия называлась «Карта чудес Марко Поло» - каждый день мы изучали одну из стран, которую посетил Марко Поло. Сегодня мы учим японские иероглифы, завтра - путешествуем по Индии. Утром вожатый собирал детей на зарядку или на такое вот занятие, а родители в это время могли почитать книжку, искупаться, позагорать. Дети вставали в 6 утра и к обеду обычно так уставали, что после еды под шум моторчика и шелест разбегающихся волн засыпали – и малыши, и старшие, я тоже ложилась вздремнуть. Про гаджеты все забыли - живое общение дарило столько эмоций, что мысли о планшете за всю поездку не появились ни разу.
Еще в Москве, когда я принимала решение, идти со своими детьми на яхте или нет, я встретилась с капитаном компании “Дружеская регата” , с которой мы плавали, и замучила его разными вопросами. Не страшно ли, безопасно ли, а если дети не умеют плавать и т.п. Он терпеливо, доходчиво и подробно отвечал на все мои вопросы. Перед началом похода капитан объяснил всем морскую технику безопасности, которую должны были строго соблюдать и дети, и взрослые. В морских законах предусмотрены четкие правила нахождения детей на яхте. Правильная обувь, дополнительные ограждения в виде сетки по бортам и, конечно же, специальные места, за которые нужно постоянно держаться. Дети отлично запомнили простые правила, рассказанные в игровой форме. Так что ни одного инцидента за время путешествия у нас не было.
Кроме того, когда лодка находится в движении, на всех детей от 0 до 14 лет нужно надевать спасательные жилеты. Причем мои дети очень их полюбили, несмотря на бытующее мнение, что “в них тесно, жарко и неудобно”. Моя младшая дочь на момент начала похода не умела плавать, но, глядя на других детишек, смело спускалась с яхты в море и к завершению похода - ура, поплыла самостоятельно, без всяких кругов и спасжилетов! При соблюдении очень простых правил поход на яхте становится вполне себе безопасным и комфортным.
В конце путешествия у нас было собрание, где мы все делились впечатлениями. В итоге могу точно вспомнить одно: и дети, и родители рассказывали, что открылись друг другу с совершенно новой стороны. Либо мама говорила – какой, мол, у нее отважный сын, как он ловко справляется со всеми заданиями капитана и может решать сложные задачки. Либо мальчик говорил – как было здорово вместе с папой крутить лебедку, и каким восторгом было смотреть на отца не в офисе или за рулем автомобиля, а в настоящем морском приключении. Звучит пафосно, но в обычной жизни сейчас нет места таким книжно-киношным качествам, как отвага, смелость, забота о ближнем, о членах команды, развитое чувство локтя. Все это проявляется как раз в естественной среде, и было очень здорово это все друг в друге наблюдать. Мои дети вернулись из этого путешествия другими: немного повзрослевшими, сдружившимися и довольными. Пойдем ли мы еще раз?
Фотографии: компания “Дружеская регата“