Как родители мешают детям полюбить чтение (и как этого избежать)

Как родители мешают детям полюбить чтение (и как этого избежать) - слайд

Исследование показало, что родители могут мешать собственным детям полюбить чтение

Читать полезно в любом возрасте, однако что делать, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к книгам? Нередко причина прохладного отношения к чтению кроется в поведении родителей, которые хотят как лучше. Перевели для вас статью Исанг Ава, специалистки по образованию Кэмбриджского института, которая рассказала, как помочь ребенку полюбить книги, а не наоборот.

Далеко не каждый ребенок рождается с тягой к книгам, но многочисленные исследования доказывают, что любовь к чтению оказывается чрезвычайно полезной на протяжении всей жизни человека. Начиная с того, что книги позитивно влияют на процесс обучения, расширяют кругозор, увеличивают словарный запас и улучшают навык письма, они еще и помогают детям развивать эмпатию, так что нет никаких сомнений, что чтение играет важную роль в процессе развития ребенка.

Также не раз ученые говорили о том, что чтение помогает развивать воображение. Обзор нескольких исследований чтения показал, что чтение для удовольствия также может бороться с социальной изоляцией и повысить образовательные стандарты.

Но несмотря на все положительные стороны чтения, статистика говорит о том, что молодые люди стали меньше читать, а дети в возрасте до десяти лет значительно отстают в темпах чтения.

Некоторые учителя считают, что родители должны более активно поддерживать интерес своих детей к чтению. Это логично, потому что исследования эффективности повышения грамотности показали, что поддержка учителей и родителей способна позитивно влиять на формирование у детей любви к книгам.

Но несмотря на то, что вовлеченность родителей в процесс детского чтения безусловно важна, исследование Исанг Ава показало, что иногда родители могут делать определенные вещи, которые, наоборот, отталкивают детей от чтения. Вот, что она об этом пишет.

Разрешите детям самим выбирать книги

В рамках моего исследования я опрашивала детей в возрасте от девяти до двенадцати лет, чтобы определить, как много и часто они читают для удовольствия, и какие факторы влияют на их решения.

Случаи, в которых родители или учителя выбирали для детей книгу для чтения в свободное время или не разрешали детям читать книги, которые им нравятся, негативно влияли на степень вовлеченности детей в процесс чтения. То же самое происходило, когда родители или учителя заставляли детей читать определенные книги или дочитывать их до конца.

В процессе исследования некоторые дети жаловались на то, что родители всегда сами выбирали книги для чтения в свободное время, и эти книги далеко не всегда нравились или были интересны детям. Один из опрошенных мальчиков, говорил, что папа всегда выбирает для него «сложные книги», и вспомнил только одну из них, которая ему понравилась.

Также многие дети говорили о том, что им не нравились книги, рекомендованные учителями, и они крайне редко их читали.

Не заставляйте читать

Дети поделились, что родители не разрешали им читать те книги, которые они выбирали самостоятельно. Например, один мальчик рассказал, что ему нравятся книги Энид Блайтон, но его папа не разрешал ему их читать. А одна из опрошенных девочек вспомнила, что ей запрещали читать «Дневник слабака», потому что «такие книги ничему не учат».

Некоторые респонденты говорили, что их заставляли читать или дочитывать до конца книги, которые им не нравились.

Несмотря на то, что чтение, безусловно, важно для детей, не менее важно предоставлять детям право не читать то, что им неинтересно, или не дочитывать книгу до конца, если она им не нравится. В противном случае они могут утратить интерес к чтению вообще.

Превратите чтение в развлечение

Из интервью детей я узнала, что учителя и родители нередко задают детям вопросы о том, что они читают, или даже зачитывают им вслух отрывки из книг, а затем задают вопросы. И хотя это выглядит вполне уместной образовательной методикой, она не очень хорошо работает с детьми.

Все дети, с которыми я говорила, признавались, что им не нравится, когда их расспрашивают о прочитанной книге, и что лишние вопросы убивают их интерес к чтению. Один мальчик сказал, что «когда я знаю, что мне будут задавать вопросы после прочтения книги, мне кажется, что меня ждет какой-то экзамен или контрольная».

Как показали результаты моего исследования, когда речь идет о книгах, важно уважать предпочтения вашего ребенка, даже если они не всегда совпадают с вашими. Больше всего детям нравится читать книги, которые они выбрали самостоятельно, а лишнее давление способно отвратить их от чтения.

Так что родителям и учителям не стоит забывать о том, что детям часто хочется просто свернуться калачиком с книгой, которую они выбрали сами, и насладиться процессом.

Материалы по теме
->