Маленькие дети и живая классическая музыка в исполнении оркестра – вещи вполне совместимые. Все дело лишь в подходе и, конечно, в самой музыке: дети очень чутко реагируют на фальшь. «Ёжик» поговорил со скрипачом и дирижером Михаилом Рахлевским о том, что делает музыка с детьми, как заинтересовать их классикой и не отбить у них эту любовь.
Что даёт детям музыка
Музыка даёт детям инструменты, чтобы чувствовать, сопереживать, воспринимать чужие эмоции и учиться выражать свои не только словесно. И, конечно, дает им шанс понимать, что чувства могут быть посланы именно таким путем. По-моему, это очень благородная миссия. Ведь если бы мы умели лучше слушать, мы были бы гораздо счастливее. Иметь шанс для самовыражения взамен агрессии – дорогого стоит.
Если мы не будем взращивать наших слушателей с самого юного возраста, если мы не приучим наших детей слушать музыку и получать от этого удовольствие, то мы их потеряем. Когда они подрастают, у них уже появляется комплекс «непонимания», а ведь корень понимания – в чувствах, в эмоциях. И потому мы учим их не понимать, а ощущать. На наших концертах я всегда спрашиваю юных слушателей, что они себе представляли, когда слушали музыку, и чем больше ответов получаю, тем лучше. Дети легко схватывают музыкальные образы, чувствуют настроение в музыке. Ведь она – это тоже язык.
Как привить детям любовь к классике
Сейчас выпускается множество дисков с адаптированной классикой для детей – все, конечно, зависит от качества музыки, но я не верю в искусственный звук. Можно играть фрагментами, но не менять звук. Мы на своих концертах даже для трехлетних детей не сокращаем произведения. Просто выбираем подходящие по длительности. Дети сидят молча до конца! Но нужно, чтобы они получали от этого процесса удовольствие. Дети обычно не запоминают отдельные мелодии, они фиксируют в памяти свои ассоциации и впечатления от услышанного. Поэтому я не буду называть отдельных композиторов или произведения.
Но не должно быть и слишком легко. Это суррогат. Такой перегиб есть в Америке, Японии. Сейчас я понимаю, что у них просто другая задача. 30 лет назад прославился один японский педагог, который предельно упростил для детей игру на скрипке. У него заиграли десятки-сотни маленьких детей. Но есть опасность неправильной постановки руки, что в будущем сложно переделать.
Моя бы воля, я бы ввел в общеобразовательных школах музыку как предмет. В Америке почти в каждой школе есть духовые и струнные оркестры. Когда в Штатах из-за нехватки денег хотели закрыть один музыкальный факультатив в школе, родители всполошились и провели статистическое исследование, опросив две тысячи заключенных и такое же количество студентов лучших вузов в штате. Выяснилось, что в детстве обучались музыке больше половины перспективных успешных студентов, в отличие от уголовников. Со статистикой не поспоришь.
Как определить, есть ли у ребёнка музыкальные способности
Нужно наблюдать, как ребёнок реагирует на музыку. Если он подпевает или двигается в такт, это хорошо. Слух есть у всех. Модное понятие «абсолютный слух» – это другое. Это способность мозга запомнить высоту звучания и потом его вычленить без музыкального инструмента. Обычному человеку нужна другая нота для ориентира. Это иногда помогает, а иногда очень мешает – у меня есть абсолютный слух.
Развивать в детях можно и нужно две вещи (но это зависит от целей). Одно дело – когда музыке суждено стать профессией для ребенка в будущем. Здесь нужны определенные данные с рождения, как в любой другой специальной профессии. А другое – это научить ребенка слушать и воспринимать музыку. Нам ведь не нужно огромное количество музыкантов. Нужны те, кто будет ценить прекрасное.
Как не отбить у ребёнка любовь к музыке музыкальной школой
Здесь безумно важно первое впечатление. Как говорят американцы, у вас есть только один шанс на это. А после этого все зависит от педагога. Он сам выбирает подход, исходя из талантов и способностей учеников. Единицы выпускников музыкальных школ выбирают для себя эту профессию. Большинство детей на выходе должны научиться через призму полученных знаний и чувств смотреть на мир, отделять одно от другого. Не нужно быть узкими специалистами, чтобы уметь понимать и воспринимать искусство – музыку, архитектуру, кино. На фразу «я не понимаю» я привожу пример с ботаникой – все ее учили в школе, при этом мало кто помнит. Однако цветы ведь любят многие!
Элемент принуждения все-таки должен присутствовать, но в меру. Правильно поставленная преподавателем задача – залог успеха. Нужно заинтересовать ребенка, пробудить в нем азарт. «Закрой глаза и представь себе идеально сыгранную фразу. Представил? А теперь смотри, что нужно сделать, чтобы у тебя получилось так…». Если ребенок научится чувствовать и не бояться, тогда его будет уже не испугать ничем – ни музеем, ни оперой. Бесстрашно гоняющий на лыжах с горы двухлетний ребенок уже будет стремиться достигать других высот в жизни.
Читайте также:
«Все дети, как дети, а ты!». Почему мы перекладываем нашу ответственность на ребенка?
Вынужденные меры. Когда игра с ребенком становится насилием над родителями
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.