Учимся учиться
Школьник запоминает миллион полезных вещей. Математика, русский, биология, география — и по каждому предмету правила, словарные слова или пересказ параграфа. Мы выбрали пять мнемотехник, которые помогут запомнить учебный материал весело и без лишних волнений.
Один из самых простых и эффективных методов — придумать историю. Этот способ подходит для того, чтобы запомнить список слов. И тогда казалось бы несвязанные друг с другом понятия превращают текст в логичное повествование. Чем интереснее и необычнее история, тем лучше запоминается информация.
Пример: прочитай словарные слова на букву «К». Попробуй повторить их, не подглядывая. Теперь составь историю со словарными словами.
Кабина
Каблук
Какао
Калина
Каллиграфия
Камыш
Капель
Капитан
Карикатура
В кабине самолета было тихо. Стюардесса спокойно шла, но вдруг у неё застрял каблук. Она несла на подносе какао и чай с калиной. Рядом сидел пассажир, который писал каллиграфическим почерком слово «камыш». Капитан громко крикнул: «Товарищи, весна! Капель!». Пассажир поморщился и нарисовал карикатуру.
Прочитай текст и перескажи. Ты запомнил больше слов, чем раньше?
Древнеримский оратор Цицерон произносил длинные речи с именами, датами и фактами. Чтобы запоминать информацию, он размещал ее в хорошо знакомом здании или комнате. Как? Воображал хорошо знакомое помещение. Затем представлял нужную информацию и привязывал ее к определенному месту. Если он хотел что-то вспомнить, то просто мысленно обходил комнату. Этот метод получил название «метод Цицерона».
Итак, представь нужную часть комнаты, а потом мысленно «посмотри», что бы туда положить. Когда запоминаешь слово, вообрази необычную картинку: чем ярче образ — тем лучше.
Пример: попробуй запомнить список простых слов, расположив их в комнате.
Ножницы
Молоко
Бабочка
Галстук
Пружина
Еж
Клей
Карамелька
Представь, как из окна вылезают гигантские ножницы: они открываются и закрываются, как пасть у собаки.
На книжной полке пролилось молоко и залило все книги.
На диване сидит большая бабочка размером с человека. Читает книгу.
На картине изображен мужчина в ярко-зеленом галстуке.
У стола вместо ножек настоящие пружины. Он плавно покачивается.
А ковер весь усыпан ежами. Их так много, что невозможно ступить.
Телевизор весь облит клеем. Можно прикоснуться рукой и приклеиться.
Наконец, радиатор сладкий, будто карамелька. И такой же прозрачный.
Ассоциативные карты — это способ конспектирования, который помогает запомнить прочитанное. Структурировать информацию и выделить главное и второстепенное. В центре пишется главная тема, а затем от нее, как ветви, исходят другие. Каждая новая ветвь — исходная точка, которая тоже может продолжаться.
Ассоциативная карта чем-то напоминает блок-схему, но более обширная. Чем сложнее информация, тем полезнее карта.
Сложную схему легче усвоить и повторить в виде блок-схемы. Блок-схемы полезны для изучения процессов и методов. Используй цифры, таблицы, символы, цвета, картинки и ключевые слова. Покажи стрелками, как они связаны между собой.
Пример: сделай цветную блок-схему, которая описывает круговорот воды в природе. Нарисуй блоки и добавь стрелки:
первый блок — образование облака;
второй — осадки;
третий — образуется вода;
четвертый — вода испаряется под солнцем;
пятый — происходит конденсация водяного пара.
Блок-схему можно нарисовать в тетради, сделать в графической программе, распечатать и повесить возле стола.
Один из самых забавных и эффективных способов запомнить информацию — зарифмовать ее. Спроси родителей: они наверняка помнят стихи, которые учили в школе, до сих пор. Итак, попробуй срифмовать несколько строк, а затем повтори несколько раз, чтобы стимулировать память.
Пример: попробуй написать стих, чтобы запомнить северных животных — белого медведя, яка, муфлона и кашалота.
Кто идет по снегу так?
Ну конечно, большой як.
Рядом с ним в воде плывет
Очень милый кашалот.
Пусть научит всех реветь
Певец севера — медведь.
А в лучах заката он
Появляется — муфлон.
Такие забавные стишки помогают очень хорошо закрепить важную информацию — проверено.
Мнемотехники помогают учиться и тренировать память. Их можно применять и вне школы: чтобы выучить список покупок или всех гостей на дне рождения. Ведь чем больше тренируешься, тем лучше запоминаешь.
По материалам книг «Как запоминать (почти) все и всегда», «Как научить ребенка учиться», «Как читать, запоминать и никогда не забывать».
Впервые текст опубликован 9 февраля 2018 года.