партнерский материал

Карта мыслей и гибкие навыки: как шведские дети развивают критическое мышление

Карта мыслей и гибкие навыки: как шведские дети развивают критическое мышление - слайд

Это круче, чем привычное раннее развитие!

Помните, как доктор Хаус предлагал своим коллегам самостоятельно поставить диагноз на основании имеющихся симптомов, хотя чаще всего он заранее знал ответ? Возможно, он просто использовал систему PBL. Вместе с семейным клубом Маус Хаус — единственным на сегодняшний день представителем методики Problem-based Learning для дошкольников — пытаемся разобраться, что это за система и зачем она нужна детям 3-6 лет.

Что такое PBL?

PBL (Problem-based Learning, или проблемно-ориентированное обучение) учебный подход, который использует реальные проблемы в качестве стимула для того, чтобы учиться. Анализ этих проблем приводит к приобретению новых знаний по дисциплине и навыков решения проблем. Мы не случайно привели в пример Доктора Хауса, потому что впервые эта система обучения была использована именно в медицинских вузах, затем распространилась на другие высшие учебные заведения, а уже позже «спустилась» в детские сады.

А зачем детям учиться по PBL?

Система дошкольного образования PBL была разработана Фолькуниверситетом (Folkuniversitet) в 2014 году в Швеции. Она быстро распространилась по Европе, и уже сейчас в Бельгии, Латвии, Хорватии, Турции, Греции и других странах эту методику активно используют в детских садах. Это не обычная система раннего развития, к которым мы привыкли: здесь не показывают карточки новорожденным, не учат английский в год и мало заботятся о чтении, счете и английском с пеленок. PBL развивает куда более важные навыки: критическое мышление, креативность, лидерские качества, способность работать в команде, коммуникацию, планирование, умение добывать информацию самостоятельно и главное — интерес к самому процессу обучения.

Как вообще проходят занятия?

В PBL дети «работают» по той же схеме, что и студенты в вузах: разбиваются на группы и на протяжении 15-17 занятий изучают определенный проект. Это может быть общественный транспорт, экология, правильное питание, искусство и другие социально важные темы. Но изучают эти темы дети самостоятельно: педагог здесь выступает не в роли единственного источника знаний, а как наставник и соисследователь. Он ставит перед учениками задачу и задает вопросы. Например, «вот яблоко — как ты считаешь, оно полезно? А это картошка фри, как думаешь, это вредная еда? Если да, то почему?». Благодаря такому подходу ребенок сам доходит до верного ответа на поставленный вопрос.

А чем вообще дети занимаются на этих уроках? Только разговаривают?

Конечно нет. Задача PBL – сделать обучение максимально приближенным к реальной жизни (кстати, поэтому данную систему так любят медики – профессия, где жизненно (в буквальном смысле) необходимо уметь искать «разгадку» самостоятельно). Так и дошкольники учатся не по учебникам, сидя стройными рядами за партами, а без отрыва от реальности. Например, в проекте «Еда» дети берут интервью у продавца. Они сами составляют вопросы, идут с педагогом в магазин и сами же задают их: «Как хранятся продукты?» «Откуда они поступают?» Затем дети самостоятельно выбирают продукты, фрукты и овощи, взвешивают их и покупают,  а вернувшись в класс, делают (сами, работая в команде) фруктовый салат. Так перед детьми выстраивается полная картина – откуда берутся фрукты, как попадают в магазин, как хранятся и что из них можно приготовить после покупки.

Карта мыслей. Что?! Да!

Главный инструмент проблемно-ориентированного обучения — это карта мыслей (Mind map). В клубе Маус Хаус такие карты занимают целые стены. По сути, этот инструмент — отражение мыслей детей. Их рисунки, поделки, какие-то картинки — все, что они изучают на протяжении проекта. Таким образом дети видят взаимосвязи между предметами: это пшеница, из ее зерен производится мука, а из муки можно сделать хлеб или, например, макароны. Этот инструмент задействует оба полушария мозга, в том числе и те области, которые отвечают за креативность и генерацию новых идей.

А сколько часов в неделю надо по этой программе заниматься? Дома надо повторять что-то?

Тут у нас плохие новости: PBL — это, скорее, подход к воспитанию, нежели «занятия по раннему развитию». Родители должны быть вовлечены в процесс обучения не меньше детей и педагогов, потому что, по словам руководителя Маус Хаус Анастасии, «PBL — программа, которая не заканчивается в стенах класса. Это то, что продолжается дома, за ужином, за обеденным столом». Это не значит, что вам надо срочно закупать методички, карточки и заклеивать стены картой мыслей, но нужно научиться вместе искать ответы на интересующие ребенка вопросы, не отмахиваться, помогать и поддерживать — это просто необходимое подспорье для развития малыша не только в рамках PBL, но и в дальнейшей жизни.

Soft skills — это хорошо, но как же подготовка к школе?

Все мы привыкли, что подготовка к школе — это «вычитать и умножать, буквы разные писать». На деле же умение работать в команде, развитые лидерские качества, ответственность, дисциплина, умение планировать и другие «гибкие навыки» — не менее важны для маленького человека, который окажется в незнакомом коллективе и в непонятной ситуации, чем скорость чтения в минуту.

А как найти настоящую методику PBL? Монтессори-то вон как много развелось!

PBL для России — новая методика, и на сегодняшний день реализуется она только в московском семейном центре «Маус Хаус», который прошел сертификацию Фолькуниверситета Швеции. Местные педагоги, прошедшие тренинг у авторов методики, уже провели первые занятия с детьми 3-6 лет по системе PBL, и сами учителя, а также дети и родители, остались очень довольны результатами.

Если вы хотите больше узнать об этом современном подходе к дошкольному образованию, записывайтесь на первый бесплатный урок в клубе «Маус Хаус»: на сайте или по телефону: 8 (495) 968-61-22. Уже в сентябре в клубе стартуют новые проекты PBL, и запись на них уже началась!

Материалы по теме
->