Сейчас расскажем!
В каких случаях
репетитор действительно нужен?
Для начала стоит уяснить, что до 7-8 класса он, скорее всего, не понадобится. Гораздо важнее в этом возрасте выработать у ребенка привычку учиться самостоятельно — распределять время на выполнение домашнего задания и отдых. А для старших школьников репетитор бывает нужен в нескольких случаях: ребенок хочет повысить уровень знаний, чтобы участвовать в олимпиадах; ребенку нужно повысить успеваемость; ребенку нужно подготовиться к сдаче экзаменов и поступлению в вуз. Также «скорая помощь» репетитора может прийтись очень кстати, если ребенок, например, перешел в новую школу и столкнулся с материалом, который не изучал в предыдущей.
Но это же стоит денег.
Может, я сам могу подтянуть ребенка? У меня в школе одни пятерки были.
Гордон Ньюфелд, специалист в области детской возрастной психологии, писал, что родители и учителя по-разному способствуют раскрытию потенциала ребенка: учитель стремится контролировать его поведение, родитель же должен в первую очередь налаживать эмоциональный контакт с ребенком и принимать его в любой ситуации (что идет вразрез с задачами учебы). К тому же ваши знания, полученные в школе, уже вполне могли устареть. Кроме того, нанять репетитора — это не так уж дорого, как кажется. Например, один час онлайн-занятий в маленькой группе можно найти от 210 рублей, а индивидуальное занятие по скайпу — от 690 рублей.
Что значит «по скайпу»?
Это так же эффективно, как и личные встречи?
У занятий по скайпу множество преимуществ — от банального удобства (не нужно тащиться к репетитору на другой конец города) до ощутимой экономии (не нужно платить за проезд и, скажем, перекус после занятия). Кроме того, онлайн-урок проходит в удобное время — расписание репетитора, занимающегося по скайпу, всегда гибче, чем у его коллег, практикующих только очные занятия. Освободившееся время, которое было бы потрачено на дорогу, можно использовать для учебы или отдыха. Занятия можно не прекращать даже на время каникул — если на даче или в отеле есть интернет. Особенно такая возможность ценна для тех, кто живет в небольших городах, где не хватает квалифицированных педагогов.
Мой ребенок не особо
любит учиться, домашку делает из-под палки. Репетитор сможет его замотивировать?
Многим детям требуется не только устранить пробелы в знаниях, но и полюбить предмет, над которым они с переменным успехом бьются. В онлайн-школе «Фоксфорд», например, проводят вводное занятие, на котором сотрудники школы узнают, что мотивирует ребенка, какие у него цели и привычки в учебе. После него уже можно переходить к выбору нужного преподавателя и формата обучения: кому-то ближе занятия в группе, кому-то — один на один с репетитором. В конце концов, нет неправильной мотивации, есть невнимательный подход к ученику.
На что нужно смотреть
при выборе репетитора? Что важно?
Довольно сложно доверить своего ребенка преподавателю, о котором вы толком ничего не знаете. Прежде, чем оплачивать занятия, изучите рейтинг и отзывы о работе преподавателей. Или обратитесь в онлайн-школу с опытом. Например, в «Фоксфорде» каждый педагог имеет преподавательский стаж более 7 лет. Среди преподавателей — эксперты ЕГЭ и ОГЭ, составители олимпиад и преподаватели МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ. Для них регулярно проводят курсы повышения квалификации и переподготовки. Кроме того, у каждого педагога есть страничка на сайте.
О чем нужно
договориться с репетитором на берегу? Каких результатов и целей нужно в идеале достигнуть?
Не стоит раз в неделю мучить репетитора вопросом «ну когда же будет результат?!», лучше на берегу объяснить, какие у вас цели и как скоро вы хотите их достичь. Грамотный педагог, поработав с ребенком, составит для вас индивидуальную программу, и подскажет, реалистичны ли ваши ожидания. В конце концов, исходить всегда нужно из способностей и сил вашего ребенка — ни один преподаватель не даст ему больше, чем он может воспринять.
В какое время лучше
всего звать репетитора?
Здесь как в спорте: для достижения видимого результата двух-трех раз в неделю по часу вполне достаточно. Но и жадничать не стоит. Один раз в неделю может заниматься только очень сильный и мотивированный ребенок, способный к самостоятельной работе. Увеличивать количество занятий стоит только в том случае, если ребенок готовится к поступлению в вуз или к олимпиаде. Время нужно распределять так, чтобы у ребенка оставались свободные дни, чтобы сделать домашнее задание, повторить материал и отдохнуть — чрезмерные нагрузки никому не идут на пользу. В «Фоксфорде», например, есть практика перерывов по 15 минут каждый час, а все учебные материалы адаптированы для комфортного просмотра на экране.
А как я контролирую
занятия в онлайне?
В «Фоксфорде» родители всегда могут следить за успехами своего ребенка, получая еженедельные отчеты об успеваемости и посещая занятия вместе с ним (при желании, конечно).
Сколько в среднем
времени может уйти на то, чтобы «подтянуть» ребенка по тому или иному предмету?
В идеале, конечно, заниматься нужно систематически в течение учебного года. Если ребенок все-таки отстал от школьной программы, первое, что стоит сделать, — помочь ему наладить рабочий процесс: выделить время для занятий с репетитором, домашнего задания, отдыха и дополнительных занятий. Далее все зависит от цели. Для полноценной подготовки к ЕГЭ или вступительным испытаниям в вуз лучше заниматься в течение года — так вы и школьную программу подтянете, и формат освоите в совершенстве. Если цель — нагнать упущенный материал, с грамотным педагогом это можно сделать, занимаясь один-два раза в неделю несколько месяцев.