партнерский материал

«Родителям нужно быть готовыми учиться, еще лучше — учиться у детей» — интервью с основательницей «Кодабры» Дарьей Абрамовой

«Родителям нужно быть готовыми учиться, еще лучше — учиться у детей» — интервью с основательницей «Кодабры» Дарьей Абрамовой - слайд

О гендерном неравенстве в ИТ-сфере и конфликтах отцов и детей

«Кодабра» — школа программирования и цифрового творчества для детей. Школа, появившаяся в 2014 году благодаря энтузиазму Дмитрия Лоханского и Дарьи Абрамовой, создавалась как хобби: детей из соседней с офисом школы коллеги обучали в свой обеденный перерыв. Сегодня «Кодабра» — это крупнейшая школа программирования в стране, работающая с Ozon, SAP, Mail и Google. Мы поговорили с руководителем проекта Дарьей Абрамовой о гендерном неравенстве в ИТ-сфере, конфликтах отцов и детей и новых проектах «Кодабры».


Расскажите о вашем совместном проекте с Google про программирование для девочек? Как появилась идея сделать этот проект?

Это наша совместная инициатива. Связана она с тем, что мы в «Кодабре» видим, что у нас только 20-30% девчонок. И основной аргумент родителей: «Зачем это нужно нашей девочке?». А еще родители боятся буллинга: переживают, что пока в группе одна-две девочки, их будут дергать ребята. На самом деле такое возможно, и мы с детьми работаем, чтобы подобных ситуаций не происходило.

Проект компьютерных курсов для девочек — попытка создать среду, в которой девочка точно будет чувствовать себя комфортно и свободно. При этом мы не запрещаем приходить в эти группы мальчикам, просто сама концепция: girls are welcome.

Сейчас многие понимают, что программирование — профессия настоящего и будущего. Некоторые родители уже сами хотят, чтобы ребенок был программистом (как раньше — экономистом и юристом), потому что это выгодно. Нормальная ли это позиция?

Хороший вопрос. Вообще не слышала такого отношения у родителей, что «вот, пускай он будет программистом». Есть родители, которые хотят, чтобы дети попробовали, и чаще всего они ориентируются на выбор самого ребенка: нравится ему или нет. Есть те, кто изначально относится к этому скептически, потому что говорят: «мой ребенок — балерина». А есть родители, которые говорят: «Так, я его привел на создание сайтов. Я разработчикам на работе плачу сотни тысяч, пускай он перспективному делу научится».

Это нормально, что у родителя есть своя цель, но при этом у ребенка должна быть своя. Поэтому у нас в «Кодабре» не бывает такого, что ребенок сопротивляется. Наша задача — найти для него интересный продукт. Предложить создать сайт не потому, что его мама-папа заставили, а потому что у него есть клевое увлечение и с помощью сайта можно об этом рассказать.

Вы советуете родителям учиться понимать своих детей и быть вовлеченными в их интересы, в том числе в виртуальном мире. Но как родителям, у которых, грубо говоря, кнопочный телефон, начать в этом разбираться? Спрашивать у собственных детей? Проходить курсы?

В первую очередь родителям нужно просто быть готовыми учиться, еще лучше — учиться у детей. Родитель в позиции взрослого человека не может признать, что он может чему-то научиться у ребенка. Особенно цифровым навыкам, потому что у родителей формируется негативное отношение. Те родители, которые далеки от digital, делают это по собственному выбору. Потому что сегодня это часть нашей жизни: покупки в интернете, бронь билетов. С этими сервисами жизнь становится проще. Не удивляюсь, когда ребенок это делает в разы быстрее.

Еще может быть негативная реакция из-за того, что ребенок развивается через интернет, расширяет кругозор и получает новые навыки, а родитель не может это оценить, потому что не понимает. Единственная реакция — запретить, применив силу. Но запретами тут ничего не решить. Наоборот, надо сесть с ребенком и сделать что-то вместе. Даже если он смотрит ролики, делает игры — пытаться делать это вместе с ним, наблюдать и учиться. Дети — прекрасный способ учиться чему-то новому.

В «Кодабре» общаются с родителями по поводу стереотипа «ребенок весь день в компьютере и ерундой занимается»? Почему, на ваш взгляд, в 21 веке к гаджетам и интернету до сих пор относятся как к всемирному злу?

Да, конечно. Есть родители, которые изначально приходят очень скептически настроенные. Почему так? Ответ в предыдущем вопросе: родитель не понимает, что ребенок делает. Из-за собственной лени родители не хотят включаться в этот процесс, посмотреть, чем занят ребенок, позадавать ему вопросы. Не оценочные, а просто заинтересованные.

Необходимо искать: как это увлечение компьютером перевести в интерес для ребенка. Найти какие-то приложения, которые развивают навыки математики или программирования, например.

Грамотность родителя, его желание и способность потратить на это время — самое главное. Возможно, с первого раза ничего не получится. Но если ребенок увидит, что родители его не оценивают по поводу того, каких блогеров он смотрит и в какие игры играет, тогда он раскроется и начнет диалог.

Чем вообще «Кодабра» отличается от других школ программирования?

Мы считаем, что мы даем детям уникальный опыт в IT-сфере и обучении за счет среды, которую мы создаем. В нашем случае среда — это пространство, где мы проводим занятия. Это всегда либо IT-компании, либо другие современные компании.

Представьте: дети сидят в стеклянных переговорках в Москва-сити или в офисе Mail. ru, где на стенах граффити, доски канбан, вокруг ходят разработчики. Мы моделируем рабочую атмосферу цифровых стартапов и даем им и свободу, и, с другой стороны, некоторую ответственность. Дети раскрываются, с ними здорово вместе творить. Они сами переходят с курса на курс, пробуя, создавая новые проекты.

Какие еще спецпроекты будут (или развиваются сейчас) в «Кодабре»?

На днях мы завершили совместный проект вместе с «Учителем для России». Мы готовили преподавателей по информатике для регионов. В регионах, да и вообще в любой школе, не хватает учителей информатики. Особенно с новым, современным подходом. Наша задача — научить тех преподавателей, которые приходят в «Учитель для России», основам информатики, дать инструменты, познакомить с практиками и методиками для того, чтобы они могли вести информатику в школе.

Еще один спецпроект — это Digital fest, фестиваль для детей и подростков. В России это первый фестиваль такого рода, где сами дети рассказывают про технологии и презентуют свои проекты. А также представители — эксперты из Яндекса, Google, Mail, Касперского и других компаний — рассказывают детям про технологии простым языком: про блокчейн, нейросети, разные интернет-профессии. Дети презентуют свои проекты, ребята активно участвуют в мастер-классах. В этом году Digital fest проводится совместно с EdCrunch в Москве 29 октября.

Еще несколько проектов мы готовим в социальной сфере: с детьми с ДЦП и слепыми. Но пока мы на стадии подготовки и не можем раскрывать детали.

Существуют мнение, что IT-сфера — это для крупных городов. У вас есть какая-то статистика, сколько ребят из регионов к вам приходит (на онлайн-занятия, например)? Насколько это вообще востребовано за пределами Питера и Москвы?

У нас действительно очень маленький процент ребят из регионов — около 5%. Это онлайн-занятия в группах или индивидуальные уроки… Есть дети, которые ездят в Кодабру из областей по выходным. А есть формат городского лагеря летом, где занимаются где-то 20% детей из регионов.

Но мнение, что в других городах это не нужно — неверное. Единственное, родителям там сложнее понять, с чего начать, что ребенку дать, в какую сферу пойти. Но спрос точно есть. Пока его сложно оценить, но очевидно, что родители готовы. Им просто нужно больше помощи.


Убедиться на собственном опыте, что «Кодабра» — это уникальный проект, который поможет ребенку освоить необходимые в современном мире навыки, можно на бесплатном занятии. Записаться можно на сайте.


Материалы по теме
->