Предлагаем попрактиковаться в переводе с детского на взрослый языки и определить, что на самом деле имеют в виду дети, когда они говорят с нами.
Выразить свои чувства так, чтобы тебя поняли, но при этом не обидеть других людей, не выплеснуть на них избыток эмоций, умеет далеко не каждый взрослый. А о детях и говорить не приходится.
У детей недостаточно опыта, знаний и навыков даже для того, чтобы осознать, что именно они чувствуют, назвать свои чувства правильными словами: гнев, грусть, радость.
Большинство детей не могут сформулировать такую простую фразу как: «Я раздражен, потому что устал и хочу есть». Причина проста: они не осознают связи между голодом и раздражением. Да и не знают, что те странные штуки, которые происходят в их теле и в душе, называются именно раздражением.
И уж тем более, им пока сложно разобраться, что с этим чувством делать. Поэтому реагируют так, как умеют: кричат, плачут, обзываются, топают ногами. И говорят родителям горькие, обидные вещи: «Я тебя ненавижу», «Ты самая плохая мама в мире» и тому подобные.
Любопытно, что и положительные эмоции дети иногда тоже выражают не очень понятным для взрослых образом. Если ребенок скучает по маме, он вряд ли скажет об этом прямо. Скорее будет ныть и упрашивать поиграть с ним. Или бесконечно бегать и требовать посмотреть на его рисунки, шляпку, новый танец. Пытаясь вовлечь родителей в свои занятия, он таким образом пытается быть к ним ближе.
Ребенок говорит:
«Я тебя ненавижу!»
Ребенок имеет в виду:
«Мне хотелось бы иметь возможность контролировать хоть что-нибудь» или «Я расстроен, зол, мне стыдно, мне обидно, но я пока не знаю, как еще это выразить»
Ребенок говорит:
«Оставь меня в покое!»
Ребенок имеет в виду:
«Мне нужно немного побыть одному» или «Мне кажется, ты не поймешь мои чувства»
Ребенок говорит:
«Это нечестно!»
Ребенок имеет в виду:
«Мне не нравится твое решение» или «Это совсем не то, чего я хочу»
Ребенок говорит:
«Посмотри на меня!»
Ребенок имеет в виду:
«Побудь со мной» или «Я хочу, чтобы на меня обратили внимание»
Ребенок говорит:
«Давай поиграем»
Ребенок имеет в виду:
«Я скучаю по тебе» или «Мне нужно с тобой поговорить»
Ребенок говорит:
«Мне страшно»
Ребенок имеет в виду:
«Я этого не ожидал» или «Я не знаю, чего ожидать»
Важно не что именно ребенок говорит, а причины, почему он так говорит и какое чувство выражает. И в примерах выше это довольно хорошо показано.
Очень важный вопрос — как не разрушаться и не терять авторитет родителя в этот момент. Потому что «обида» на ребенка, чувство уязвленности от того, что маму назвали плохой, ставит ее в детскую позицию.
То есть можно сказать, что пораниться об то, что сказал ребенок, означает иметь внутреннюю неустойчивость. И раскачать её можно негативной оценкой ребенка, который в принципе не претендует на истину в последней инстанции, а говорит на самом деле о себе: «ты мне не нравишься» или «мне не нравится то, что ты делаешь». И вот здесь здоровой взрослой реакцией будет либо спросить о причинах, разобраться, а не говорить «нельзя так говорить». Либо отшутиться или не поддаваться на провокацию, если это попытка бессознательная со стороны ребенка (чтобы мама стала «хорошей») и в этом случае мы можем сказать: «Ну вот такая мама тебе досталась» или «А мне так не кажется».
В каждой конкретной ситуации будет свой вариант более подходящего поведения. Но главное — начинать не с того, что сказал ребенок, а с того как это отозвалось внутри родителя. От этого гораздо больше зависит реакция и будет ли она верной с точки зрения сохранения взрослой позиции.
Фотография: Patty Brito, Unsplash