Крик души мамы ребенка-аллергика

Крик души мамы ребенка-аллергика - слайд

Для тех, кто понимает, как это сложно!

Недавно наблюдала забавную, но несколько печальную сцену. Моя трехлетняя дочь Лиза играла с другом во дворе в кафе-мороженое. Они лепили шарики из снега и его «ели». Илюша предложил: - Вот тут будет шоколадное, тут вишневое, а тут малиновое. Аллергик-Лиза, обнаруживая полное незнание вопроса: – А у меня тут… ээ-ммм... кукурузное!..

Я сама была пухлощеким младенцем без следов диатеза. Могла уплести батон с маслом и вареньем на завтрак, сосиски на ужин и кило мандаринов под Новый год. Аллергия, казалось, обошла меня стороной. В пятом классе я напросилась на ночевку к подруге по художке. Под утро я проснулась от невозможности сделать выдох, в груди клокотало. Было стыдно кого-то разбудить, и я старалась свистеть реже и тише. В необъятной ночной рубашке василисиной мамы я встречала рассвет, прислонившись к стене. Это был мой первый среди многих приступ астмы.

Их будет еще много – в поезде, когда я встряхнула казенную простыню, во время простуд, в детском лагере, на сыроватой даче. Я не умела объяснить и пожаловаться, а родители на этом не фиксировались – в семье я была первым и единственным аллергиком. Поэкспериментировав от души с удушьем и пройдя курс кортикостероидов, я выработала ряд правил. Я выкидываю сообщение о своей астме как предупредительный флаг: владельцы кошек, собак и плесневых грибков, расступитесь! Ни на минуту не захожу в помещение, где живут или жили звери. Держусь подальше от пыли и плесени. Не имею дома пылесборников и перьевых подушек. Всегда ношу с собой ингалятор. Пока я соблюдала все предписания, аллергия меня практически не тревожила. Я ее победила и выдохнула.

Какова же была моя паника, когда я поняла, что мне достался ребенок-аллергик! "Мамаша, а чего вы хотели?" – пожимали плечами педиатры и аллергологи. Чего я хотела? Справедливости! Компенсации! Но в ответ я, конечно, грустно кивала. И коршуном бросилась решать вопрос. Мне казалось, есть чудесный алгоритм, ключик, надо только найти – и аллергия отступит. Вот сейчас-сейчас я нащупаю, где тут системный сбой, и все исправлю, поставлю на нужные рельсы. Но все усилия разбивались о реальность – адовый подбор смеси, драмы с введением прикорма, непереносимость молока, непереносимость глютена, отек Квинке на рыбу, бессчетное число обструкций при ОРВИ. Список разрешенных продуктов сокращался, а волшебной кнопки так и не нашлось.

Говорят, аллергиков к 2024 году будет ровно половина. Правда, большой вопрос, кого считать аллергиком. Иногда я слышу от знакомых: – Да у нас тоже аллергия! И дальше рассказ о покрасневших щеках у годовалого на шоколадный чизкейк с ананасом. В эти моменты я даже не злюсь, я умиляюсь.

Зачем эта исповедь аллергомамы? Не буду врать, что знаю, как от аллергии избавиться, - за это бы дали Нобелевку. И не про то, как облегчить симптомы, – я не доктор. А про то, как принять аллергию как данность и пойти дальше. Не чувствовать себя в открытом море после крушения корабля, когда вода вокруг везде, насколько хватает взгляда. И нет никаких гарантий, что вдалеке зажелтеет кусочек суши.

Тем, кому достались дети без проблем с аллергией, сложно представить, как живут мамы атопиков. Я узнаю их в толпе по глазам – по ощущению постоянной войны, застарелой тревожности.

Это настороженность при каждом чихе, это инспекция каждой предлагаемой сушки. Это ходить в рестораны со своим контейнером. Или тщательно изучить меню и допросить повара – подходит ли что-нибудь для ребенка? Это необходимость мониторить график пыления и уезжать, как только зацветет проклятая ольха. Это невозможность завести животное или даже постелить ковер в гостиной. Это только платный сад – в бесплатном меню для аллергиков не предусмотрено. Это ампула с преднизолоном в кошельке. Это постоянный немой вопрос – доколе?

Долгое время меня не столько бесила необходимость таскать с собой контейнеры с едой и адреналиновый шприц, сколько я была съедена изнутри чувством тотальной несправедливости. Тем, кто столкнулся с сильной аллергией у ребенка, нередко бывает сложно принять эту непростую реальность. Есть у меня одна знакомая - мама сыночка, остро реагирующего на молоко. Вот пишет она такой, к примеру, пост в одной из мамских групп: у моего ребенка аллергия на молочный белок, он выпил молока и пошла крапивница, помогите. Все поохали, утешили, рассказали, как справиться. Через месяц еще пост. У моего ребенка, как вы помните, аллергия на молоко, он съел мороженое и покрылся коркой. Некоторые еще жалели, но другие начинали интересоваться – откуда же он его взял? Вы ведь знаете, что у него аллергия на молочное? И вот буквально только что: мой ребенок был в гостях, съел пирожное и теперь у него страшные боли! Тут уже все оторвались по полной - какого, мол, черта, ребенка травите. А у мамы крик души: - Да он и так у меня ничего не может есть! Да я ни в один ресторан не могу пойти! Да полугодовалые с большим рационом, чем он! Не могу так больше! То есть что происходит – две недели она кормит его согласно диете, грустно замешивая тертый кабачок в безглютеновую муку. Потом у нее случается кризис: WTF, это несправедливо! и ребенок получает тяжелую артиллерию - сгущенку или чизкейк. И на запрещенку эту, разумеется, остро реагирует. Скажете, ненормальная? Но у всех нас иногда рвет крышу от ощущения безвыходности. Например, когда ребенок просит торта на дне рождении друга – вот того, с большой кислотной пятеркой и МакКвином, а не этот безглютеновый кекс, который вы взяли с собой. Когда в ресторане вы заказали брокколи проголодавшейся дочери, а вам их полили песто и посыпали сыром – так же вкуснее! И вы на глазах у младенца отправляете блюдо обратно на кухню! Когда ребенок подрос и спрашивает: мама, а почему у меня аллергия?

Или другое проявление неприятия. Не буду делать из этого проблему, она и уйдет. Я вставала и на этот скользкий путь, когда пыталась лечить ребенка по Комаровскому - влажный воздух, обильное питье, никаких лекарств, все дела. На выходе – шесть обструктивных эпизодов за полгода. Вот такие у моего ребенка особенности и нет против этого лома приема. Заливайте-ка, мамаша, пульмикорт в небулайзер.

Есть и другая крайность. Испугаться раз и навсегда: урезать меню до минимума, не вводить ничего нового, не водить ребенка в сад, не ходить с ним в рестораны, не ездить отдыхать и… бояться, бояться, бояться! И кажется это ужасно глупым только тем, кто никогда не видел как ребенок задыхается только от того, что он попил из стакана, из которого до этого пил дедушка, евший креветки.

Вот еще пример. Самый популярный пост об аллергии – знаете какой? У моего сыночка опухают и чешутся глазки на кошек, но у нас кошка десять лет, как я могу ее отдать? Она же член семьи! Как человек, который заработал-таки астму на животных, я багровею, когда слышу эти стенания. Представьте себе, что на одной чаше весов любимый и очень хороший кот. А на другой сын, который будет просыпаться в предрассветной темноте с удушьем и, вероятно, даже не сможет объяснить вам, что с ним происходит. Который будет много болеть. Который будет вынужден вечно носить с собой балончик с аэрозолем, иногда забывать его и вызывать скорую помощь. Конечно, если вы оставите кота, у сына все равно есть шанс проскочить – процентов так 30. Но зато, если выстрелят 70, и диагноз «астма» будет поставлен, то уже практически навсегда. Готовы рискнуть? Он же член семьи! Это я сейчас о сыне.

К сожалению, атопические проявления дочки делали меня еще менее толерантной, чем это было потенциально возможно. Знакомая описала забавную ситуацию: она отлучилась на часик по делам, приходит, а свекровь в это время дала 9-месячному младенцу попробовать икры и пососать селедочный хвост! Конечно, Катя была изумлена, но поделилась этой историей со смехом. Я представила эту картину – дочь, селедочный хвост, преднизолон, скорая, больница… и почувствовала, как глаза застилает багровая пелена. Или можете себе представить мою бессильную ярость, когда дочка месяц расчесывала руки и ноги, а потом оказалось, это бабушка тайком давала ей сливочное масло – а что, нельзя разве было? Муж в такие моменты зовет меня “берсерком” - это такой воин, который перед битвой приводил себя в состояние повышенной агрессии, а в сражении отличался нечувствительностью к боли.

Вообще мама аллергика сталкивается с большим прессингом, нас атакуют с самых разных сторон бабушки и свекрови, друзья и соседи. - Все аллергии от глистов, вы глистов гоняли? - Ты слишком напряженная, он это чувствует! Все болезни от нервов. – Сходите к травнику, у Веры Семеновны с пятого он внучку вылечил. – Витаминов вам, наверное, не хватает! - Дома у вас слишком стерильно/пыльно! В общем в любом случае в аллергии ребенка виновата мама… И конечно, самый популярный совет – обратиться к гомеопату (как адепт доказательной медицины, я не дозрела до плацебо-шариков в бумажных облатках, но еще не вечер). Вступая на этот соблазнительный путь, надо понимать, что наравне с позитивными историями есть и такие, когда после гомеопатического лечения ребенка пришлось плотно и иногда безвозвратно сажать на гормоны, чтобы побороть развившиеся обострения.

Частая тема для обсуждений – почему страдающих аллергией становится все больше? Раньше "атопики" тоже рождались. Просто многие не доживали до взрослого возраста без беродуалов, преднизолонов и прочего. А «золотушные» дети из литературы – это кто? Правильно, страдающие атопическим дерматитом. В позднем СССР тоже были аллергики, и все они жили с неуточненным диагнозом «диатез». Одно очевидно - нас все больше. Если кратко о гипотезах, дело в экологии и в том, что сейчас сохраняют множество беременностей, которые бы не могли быть сохранены еще в прошлом веке. Поэтому «естественный отбор» как бы перестал работать, что для нас как необыкновенная радость, так и существенная проблема.

Проблема каждой аллергомамы состоит в том, что даже квалифицированному специалисту по аллергии сложно дать точные и железные рекомендации – по крайней мере на первом приеме.

Вам предложат сдать пробы крови и общий иммуноглобулин Е, сделать кожные тесты, проверить желчный пузырь, взять кал на дисбактериоз (доказательная медицина его, кстати, не признает) и прочее-прочее. От мамы требуется большая наблюдательность, логика и выдержка. Аллергологов, иммунологов и дерматологов - тьма-тьмущая, но считанные из них предлагают адекватные меры и знакомы с современными схемами диагностики и лечения. Вот несколько проверенных (что не значит, что вам они непременно подойдут). Неплохая клиника - Институт Аллергологии и Клинической Иммунологии, где принимают А.А. Чебуркин (берет любых больных, но специализируется на поллинозе, атопической астме и т.д.) и Е.Ю. Березина (ее профиль, скорее, атопический дерматит). В клинике «Моя семья» города Реутова принимает аллерголог-иммунолог О.А.Субботина. Аллерголог-иммунолог О.О. Магаршак принимает как в НИИ Сывороток и вакцин им. Мечникова, так и тут.

Если из-за аллергии вы не видите света, поход к психологу (вам, не ребенку) не будет лишним. Замкнутый круг «проявления аллергии-нервозность-усиление аллергии» существует. Есть исследования о связи тревожности мамы с аллергией у ребенка, причем, первичными некоторые эксперты считают психологические проблемы матери. Специалист поможет перестать зацикливаться на проблеме и с холодной головой составить план. И найти позитив в каждой ситуации: например, “мой ребенок не ест вредной еды, и заложенные в детстве хорошие пищевые привычки ему пригодятся”. Или: "с марта по май нам придется срываться с насиженных мест и ехать на Тенерифе или в Гурзуф – пересиживать цветение". Когда еще устроишь себе законный двухмесячный отпуск?

Еще немного полезной информации. На базе ММА им. Сеченова существует Школа восстановительного лечения атопического дерматита. В фейсбуке я подписана на блог Аллергия. Мама. Доктор, который ведет детский аллерголог и по совместительству мама аллергика. Отличный ресурс для тех, кто страдает поллинозом – Pollen Club (есть и сайт, и приложение). А с помощью приложения Аллерголов будет легче вести пищевой дневник и отследить реакции. Безглютеновые и безлактозные продукты можно заказать в Dietica.ru и купить в магазине «Мария» на Ленинском, 78. Отличные рецепты без молока, глютена и яиц ищите тут и тут.

Я была бы рада в конце материала триумфально поделиться тем, что сейчас мой ребенок перерос аллергию и все наладилось. Нет, увы, контейнеры для еды и небулайзер до сих пор наши неразлучные друзья. Но положительная динамика, и не в аллергостатусе, а в восприятии ситуации и жизни в целом определенно есть. И стартовала она тогда, когда бессмысленный вопрос «за что» трансформировался в пытливо-конкретное «как и для чего».

Изначально текст был опубликован на сайте «Эффект Мамочки». Мы публикуем его с разрешения редакции.

Материалы по теме
->