Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
«Мне можно, а тебе нельзя, потому что я взрослый, а ты ребенок»
Для взрослого эта фраза звучит логично и справедливо, а дети на нее обычно обижаются.
Но ведь мы действительно находимся в разных категориях. Не станем же мы позволять детям все то, что делаем сами. У детей меньше возможностей и меньше прав, но и ответственности у них тоже меньше. Давайте подумаем, так ли это на самом деле?
Мы транслируем детям свои взрослые ценности. Учим их правилам, ожидая, что они поймут, примут и будут жить с ними в согласии.
Вот несколько простых примеров требований, которые предъявляются к детям в семье, в детском саду или в школе:
И снова, все эти вещи кажутся взрослым логичными и нужными. Ведь эти правила – не наш каприз. Дети должны учиться поступать правильно, потому что дальше им придется жить с тем, чему они научились, быть членами общества, взаимодействовать с другими людьми.
Делаем ли мы детям поблажки? Чаще всего, нет. Мы ожидаем от них высокого уровня ответственности и осознанности, ругаем и критикуем, когда они делают что-то не так, как должны. А значит, относимся к ним почти как ко взрослым.
В то же время чаще всего мы отказываем детям в праве принимать собственные решения, иметь собственное мнение и поступать так, как они считают правильным для себя даже в самых обычных ситуациях.
Вот это и кажется детям несправедливым. Возможно, они пока еще не могут объяснить себе и другим, что же в этой системе нет так, но интуитивно чувствуют, что это неправильно. А мы, взрослые, можем объяснить это явление и даже дали ему названием: двойные стандарты.
Двойные стандарты — это когда одна и та же ситуация оценивается по-разному в зависимости от того, кто в ней участвует. Например, когда правило действует для ребенка, но не действует для родителя.
Согласитесь, мало кто из взрослых продолжает заталкивать в себя еду просто потому, что она лежит на тарелке. Не голоден, плохо себя чувствуешь, не нравится еда – все это очень простые и логичные причины, чтобы перестать есть, если ты взрослый. Что же происходит с детьми? Они вынуждены часами сидеть над тарелкой в детском саду, давиться кашей дома простому потому, что «это полезно».
Взрослый, который способен сообщить окружающим о том, что день у него сегодня не заладился, считается очень сознательным и зрелым человеком. Как правило, в ответ на это сообщение он получает поддержку и понимание. Большинство же из нас просто срываются на окружающих, делают странные вещи и ожидают, что другие люди сами догадаются, что происходит. При этом, от детей мы всегда ожидаем ровного и хорошего настроения, не переносим их капризов и срывов и вообще с трудом себе представляем, что у ребенка просто может быть не очень хороший день. И в такой день он ожидает от нас не криков и наказаний, а сочувствия и понимания.
Любой взрослый человек считает логичным не пойти на праздник, если там будут неприятные ему люди. Или сказать, что ему не очень нравится обниматься. При этом мы не считаем себя невоспитанными и грубыми людьми. Дети же вынуждены участвовать во всех мероприятиях, запланированных родителями, и чаще всего, вообще не имеют права голоса. Они вынуждены покорно терпеть объятия и прикосновения, чтобы не показаться дурно воспитанными и не опозорить родителей. Должны играть с детьми, которых привели другие взрослые, и полностью адаптироваться под социальную жизнь своей семьи.
Иногда такие решения оправданы. Например, ребенку важно есть определенную еду, потому что от этого зависит состояние его здоровья. Или нужно участвовать в семейной поездке, которую никак нельзя отменить. Но родители должны хорошо понимать, что не все их решения приятны и комфортны для ребенка.
Мы всегда должны оценивать, справедливо ли то, что мы просим и требуем. Соответствует ли наша просьба ценностям, которые мы транслируем ребенку.
Например, если мы объясняем ребенку, что важно уважать себя и отстаивать свои границы, а потом ждем безропотного подчинения, это сбивает с толку и не помогает ребенку развить в себе нужные качества.
Хорошо, если родители уважительно объясняют ребенку свое решение, приводят свои доводы и аргументы, а в случае ошибки не стесняются попросить прощения и признать свою неправоту.
Самое главное для любого родителя – помнить, что к ребенку нужно относиться с тем же уважением и сочувствием, что и ко взрослому человеку. Не забывать о его чувствах и стараться не подрывать его доверие и поступать в соответствии со своими словами. Чаще всего, именно личный пример значимых взрослых, а не громкие слова помогают сформировать поведение, ценности и взгляд на мир.
Фотография: Jennifer Kalenberg, Unsplash