Кажется, когда ребенок становится старше и идет в школу, жизнь родителей становится проще. Технически, возможно. Но психологически — ничуть.
Я сижу, подперев руками голову, и размышляю о том, что устала... как целая стая загнанных собак.
Вечер. Дочь еще не вернулась с гимнастики. К счастью, ее поехал забирать муж, потому что я сейчас просто не в силах пошевелиться. Но нужно собраться с силами, чтобы накормить всех ужином, убрать со стола, загнать дочь в постель. Спросить, как прошел день. Рассказать о себе. Поцеловать на ночь.
И тогда можно лечь и на целых 5 минут открыть книгу. На большее меня точно не хватит, я усну.
Почему я так устала? Ведь у меня не трое детей, а один. При этом, моя единственная дочь — не неугомонная трехлетка, а вполне самостоятельная десятилетняя девочка.
Самостоятельная? По современным меркам. На самом деле, вся наша с мужем жизнь крутится вокруг нее. И во всю эту круговерть мы отчаянно пытаемся включить наши собственные жизни — работу, учебу, взрослые отношения, спорт, друзей, наши личные интересы.
Мы люди здоровые и активные, поэтому все успеваем. Но какой ценой?
Возможно, время стирает воспоминания и подсовывает ложные представления о том, как все было раньше. Но мне кажется, что, когда я была в возрасте дочери, по утрам мама будила нас с братом и убегала на работу.
Дальше начинался наш день. Наша самостоятельная жизнь. Встать, умыться, позавтракать, взять портфели и отправиться в школу.
Сравните: я сначала долго бужу дочь: щекотка, обнимашки, доброе утро. Затем помогаю ей причесаться и болтаю с ней. Затем помогаю найти пропавшие носки, часы, дневник. Готовлю завтрак, собираю контейнер в школу. Это в хорошие дни. В плохие, когда она просыпается хмурая и невыспавшаяся, мы еще успеваем немного повздорить с самого утра. Затем муж с дочерью выходят из дома, а я сажусь за работу.
Ранние утренние часы моей жизни заполнены суетой. К моменту, когда я сажусь за компьютер, день уже начался.
Жалею ли я об этом? Нет, ведь это драгоценное время, которое я провожу с ребенком.
Может ли она сама собираться по утрам? Наверное, может. Но ведь это драгоценное время, которое мы проводим вместе.
И таких вещей в нашей жизни много. Может ли дочка оставаться на обед в школе? Конечно. Но когда есть возможность, мы ее забираем, чтобы побыть вместе.
Это отнимает время и заставляет нас перекраивать графики. Это добавляет забот: приготовить еду, привезти или отвезти дочь. Но это дает нам что-то другое, чего иначе получить нельзя.
Секции, кружки, собака и кошка, праздники и мероприятия, ночевки подружек. Каждая из этих вещей — маленькое счастье и радость. Но каждая из них — дополнительное дело, дополнительное время.
Кажется, когда ребенок становится старше и идет в школу, жизнь родителей становится проще. Технически, возможно. Но психологически — ничуть.
У ребенка появляются проблемы, которых не было раньше. Душевные раны, первые разочарования, предательства. Сложные ситуации, в которых нужно научиться поступать правильно. И научить всему этому ребенка можно только, если общаешься с ним. Поддержать его возможно, только если вкладываешься душевно в его жизнь.
Именно поэтому в 7 часов вечера я сижу, выжатая как лимон. После того, как купила подарки и подготовила квест к детскому празднику, испекла кексы и приготовила ужин, послушала лекцию и сделала часть домашнего задания по курсу, который сейчас прохожу, выгуляла собаку и убрала дома.
Отдыхаю, чтобы были силы встретить родных, обнять, выслушать. Чтобы за ужином было тепло и весело. Чтобы день закончился хорошо.
Чтобы найти золотую середину между собой, семьей, работой, домом. И чтобы понять: я устала не потому, что что-то делаю не так. Просто это мой выбор, мои приоритеты. И мое маленькое счастье. C привкусом большой усталости.
Автор: Светлана Щеглова
Фотография: Andrés Salas, Unsplash