партнерский материал

В «Гараже» открылись курсы по искусству: срочно ведите туда детей

В «Гараже» открылись курсы по искусству: срочно ведите туда детей - слайд

© предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Руководитель просветительских программ Музея «Гараж» Ольга Диева рассказывает о семейных курсах по искусству, которые открываются в феврале.

С чего начать родителям, которые хотят знакомить ребенка с искусством? 

Начать стоит с себя. Мне кажется, ребенок существует в среде, и если его будет окружать атмосфера, связанная с искусством, то для него это станет частью жизни, он будет принимать это как данность. Но это не значит, что он будет это любить. Чтобы увлечь ребенка, учитесь рассказывать про любое явление в культуре в жанре «как про своего соседа». Это не сделает тему примитивной, вы просто сократите путь попадания информации к ребенку. Не требуйте от ребенка каких-то конкретных знаний: кто написал эту картину? В каком году? Обращайте внимание на незначительные детали, например: на картине нарисован таракан, как ты думаешь, что он там делает?

А что делать, если родители сами не очень хорошо ориентируются в искусстве, но ребенка (и себя) хотят развивать?

В наших курсах есть прекрасный рецепт — делайте это вместе. У нас курсы для школьников принципиально семейные. Не потому, что детей оставить нельзя, а потому, что это важно именно для обучения. Во-первых, если взрослый занимается чем-то вместе с ребенком, то дети понимают: то, что мы делаем, — важно, это имеет смысл. Во-вторых, идет совместный процесс: они обсуждают. Выходят с курсов и обсуждают то, что узнали, вместе читают книги и смотрят фильмы. Есть еще немаловажный момент: родителям иногда полезно садиться на ту же скамью ученика, что и ребенок. Ребенок себя в таких условиях чувствует прекрасно, и его это очень подбадривает.

И еще один важный момент: если самому родителю это не интересно, то настаивать на том, чтобы это делал ребенок, — странно. Проще всего ребенка всегда ввести через себя.

Надо ли как-то заранее готовить ребенка к курсам в Музее «Гараж»? Если ребенок ни разу не был в музее, ему будет интересно?

Готовить никак не надо. Ни ребенка, ни родителей. Скорее, эти курсы — подготовка зрителей к музею. На наших занятиях мы стремимся не к углублению знаний, а к их расширению. Задача этих курсов как раз — зародить интерес. Чтобы ребенок заинтересовался и стал дальше искать информацию. Мы учим размышлять, анализировать, а не зубрить. Мы стараемся понять, что делать, если ты пришел в музей и ничего не понял. Что делать, если ты пришел, а там стоит черный ящик или перевернутый писсуар, а тебе говорят, что это искусство. Мы учим высказывать свою точку зрения и уважать чужую. Потому что современное искусство — это дискуссия о современном обществе.

Родители очень хотят привести ребенка на курсы, но ему нравится сидеть у компьютера, а музеи кажутся скучными. Что делать?

Нежелание ребенка идти в музей — вполне себе здоровое, если честно. Компьютерная игра — это впечатление и переживание, он там внутри, а в музее он еще не был. А когда он в музей впервые попадает, начинает созидать, у него появляются переживания и впечатления. И ребенок может выбрать альтернативу: поиграть и сходить на курсы. Чтобы человеку что-то было интересно, у него должен быть запрос. Обучение становится эффективным, только когда есть желание узнать о чем-то, даже у взрослых людей. Ребенок пока не стремится узнать об истории искусств, но он может заинтересоваться темой, оказавшись на месте, если там откроется что-то новое и неожиданное. Идеальный результат любого занятия — чтобы люди уходили с большим количеством вопросов, чем ответов. Потому что когда они уходят с вопросом, они уходят с голодом и желанием что-то делать, узнать, прочитать или посмотреть. С нами или без нас.

Помимо опытных лекторов, какие еще преимущества есть у курсов в «Гараже»? Как дети вовлекаются в тему курса?

Во время лекции постоянно что-то происходит. Все детские курсы делятся на два этапа: теорию и практику. Практика заставляет встать и двигаться и делать что-то своими руками: коллективно или совместно с родителем, одному. В теоретической лекционной части новая мысль подается через вопросы. Но не в формате «знаете вы или не знаете», потому что это уже похоже на школу: когда человека проверяют. Мы просим привести пример или вспомнить случай. Иногда у нас есть опыты: спектр цвета мы можем изучать на мыльных пузырях. Но это не элемент развлечения, а визуализация там, где она возможна. Иногда нужно найти такой пример из жизни, где работает аналогичный механизм, чтобы объяснить просто что-то очень сложное. Ну, например, поп-арт или работа с цветом. В чем революция поп-арта? Сегодня можно вспомнить про кока-колу и Макдоналдс и задавать вопросы, приводя детей к правильному ответу.

На курсе по фотографии говорится о современных подходах к фото? Сейчас фотография у подростка ассоциируется со смартфоном и Инстаграмом, эти темы как-то интегрированы в занятия?

Особенность этого курса по фотографии заключается в том, что это, с одной стороны, исторический экскурс и обзор ручных печатных техник с полной практикой. То есть тем, что сейчас умерло и что не используется в быту, что делали в молодости папы и мамы, бабушки и дедушки. И не столько теория, а, скорее, как это вписывается в историю культуры. Как появление фотографии повлияло на историю искусства. О том, как поменялось отношение людей и изображения — как в искусстве, так и в быту. Тема про новые носители — следующий шаг этого курса. На занятиях мы об этом не говорим, но очень близко подводим. С истоков мы решили начать не для того, чтобы знать историю, а чтобы проанализировать, как изображение преобразовывает отношения между людьми. Мы расширяем для ребенка исторический и социальный контекст, что помогает ему ярче, насыщеннее и точнее передавать свои идеи с помощью современной фотографии.

Есть ли какая-то практическая польза сегодня в изучении истории фотографии, архитектуры, помимо культурного развития? 

Любая гуманитарная наука развивает общие аналитические навыки, навыки критического мышления: общение, аргументация, самопрезентация и прочее. Это необходимо где угодно и всегда актуально.

Если ребенок захочет дальше развиваться после пройденного курса в «Гараже», куда ему идти?

У нас несколько курсов и рассчитаны они на детей от 5 до 15 лет. То есть, если ребенок придет в пять лет, то он сможет пройти около шести этапов. Эта программа на минимум два, максимум — четыре года. С подростками старше мы работаем, но у них, как правило, есть уже четкие интересы и запросы, они находят какие-то узкоспециализированные программы. Мы над этим тоже работаем, делаем какие-то выставки или мини-курсы и, конечно, советуем, куда идти дальше и как продолжать погружение в мир искусства.

Новые курсы в Музее «Гараж» пройдут с февраля до мая. Историю архитектуры дети от 8 лет будут изучать на курсе «Архитектура. Искусство видеть». О том, кто такие Бэнкси и Поллок школьники узнают на курсе «По следам современного искусства». Анимацию и создание мультфильмов изучат на занятиях программы «ХХ век: кадр за кадром», а подростки до 14 лет освоят владение фототехникой на курсе «Фотография. История и практика». Количество абонементов ограничено. Получить подробную информацию об участии в новом сезоне образовательных курсов можно по адресу courses@garagemca.org или по телефону +7 (495) 645-05-20.

Материалы по теме
Интересное
Здоровье
Важная тема!
партнерский материал
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.