«Мы откровенно завидуем сыну»: как устроена учеба в немецкой школе

«Мы откровенно завидуем сыну»: как устроена учеба в немецкой школе - слайд

© Unsplash.com

Игры с водой на школьном дворе, улыбчивые учителя, отсутствие школьной формы и домашних заданий - колумнист Елена Сай, 2 года назад переехавшая с семьей с Берлин, рассказывает, как устроена немецкая начальная школа.

Елена Сай

колумнист

NB! Хочется сразу сказать – я пишу об отдельно взятой берлинской школе. Вполне возможно, в других немецких городах и даже в других школах города все может быть совсем не так.

В России Максим закончил 1 класс и отучился первую четверть второго, потом мы уехали. Я очень хорошо помню свою школу – вот прям от сползающих белых колготок на линейке в 1 классе – до конфликта с физиком в 11-м. И когда мой старший сын ходил в 1-й класс в калужской средней школе, я была очень включенной мамой и знала обо всем, что происходит в классе. Поэтому, когда мы познакомились с немецкой школой, у нас случился шок. Насколько ВСЕ, оказывается, может быть по-другому!

Немецкие родители, целуя детей у школьных дверей, говорят им “Viel Spass!”. Не знаю, как перевести это дословно на русский, но смысл такой – «Хорошенько повеселись!» И эта зарисовка, в принципе, очень хорошо характеризует немецкую систему образования. Нам с мужем кажется, что сын только и делает в школе, что веселится. То они проводят спортивные соревнования в парке, то ездят на ферму/в музей/в театр, то выезжают в парк с микроскопами на уроки ботаники и ловят там насекомых, то к ним в класс приходят с лекцией стоматологи и учат правильно чистить зубы, то летом в честь 33-градусной жары учителя обливают детей из шланга во дворе.

Каждый вечер мы спрашиваем дежурное: «Как дела в школе?», и каждый день Максу есть, что рассказать. И каждый раз муж говорит: «Чтоб я так жил!». Да, мы откровенно завидуем нашему сыну - что есть, то есть. Школьной формы в немецкой школе нет, домашних заданий (по крайней мере в нашей школе в 3-м классе) – тоже нет. Уроки заканчиваются в 13:00-14:00 и… свобода! Хочешь – гуляй, хочешь – читай, хочешь – посещай дополнительные кружки и секции. У детей остается больше времени гулять, отдыхать и быть детьми.

Что мне однозначно тут нравится

В немецкой школе нет такого болезненного отношения к оформлению работ. Дети не рабы вот этого – «2 клеточки отступить слева, 4 клеточки сверху, написать «Домашняя работа» и «Ответ»». Недавно в интернете гуляла фотография школьной тетрадки, где за правильно решенную задачу была поставлена тройка, потому что не было подписано «Домашняя работа» и была неразбериха с клеточками. Тут я не могу себе такого представить. Дети пишут тесты на отдельных листочках. И для учителя главное – это правильное решение. Однажды класс писал тест по математике, наш сын справился с заданием раньше всех и от скуки нарисовал на полях пулемет. На следующий день тесты вернулись с оценками. Макс получил «1» (в Германии обратная система оценок. 1 – самый высший балл), рядом с его художеством учитель написал – «классный пулемет!» и нарисовал смайл.

Пристальное внимание к социализации детей. Вот этот пункт я даже не знаю, куда отнести – к плюсам или минусам. Пусть останется где-то посередине. Когда Максим проучился полгода в немецком классе, меня вызвала учительница на индивидуальный разговор (такой разговор полагался каждому родителю) – во вторник с 16:20 до 16:40. Надо сказать, что ровно в 16:40 она со мной вежливо, но твердо распрощалась, хотя у меня оставалось еще полным-полно вопросов.

Но в положенные мне 20 минут учительница была готова ответить на все мои вопросы.

Как у Максима с немецким? А с математикой? Он все понимает на уроках?

Эти вопросы волновали меня больше всего. Ведь еще полгода назад он не знал ни слова по-немецки.

С математикой у него все в порядке. Меня больше всего волнует то, что у него нет друзей, и все перемены он проводит во дворе с книгой на лавочке. У вас есть контакты родителей из класса? Максим рассказывал, кто ему больше всего нравится? К вам приходили в гости мальчики одноклассники? Максим уже ночевал у кого-то в гостях? Кааак? Еще ни разу не ночевал?

Как я ни старалась перевести разговор на оценки и успеваемость, учительница явно дала мне понять, что общение с одноклассниками и ночевки у друзей (весьма распространенные в Берлине) – гораздо важнее каких-то там оценок.

Отсутствие школьной формы. Не надо тратить каждый год круглую сумму на форму, а каждое утро – наглаживать рубашки и брюки. В школу можно ходить в любимых футболках и джинсах (даже рваных). Ура! В нашей школе дети ходят с розовыми и зелеными волосами начиная с третьего класса, с проколотыми ушами, с маникюром, с браслетами и кулонами. Никто не мешает детям самовыражаться.

В немецкой школе короче дистанция между учителями и учениками. Да, дети называют учителей на «вы» и уважительно – Herr или Frau. Но при этом учителя приносят в класс конфеты и печенье в день своего рождения. Однажды в класс к сыну даже директор пришел с коробкой мармелада угостить детей в честь своего дня рождения. Каждое утро перед уроками учитель проводит «erzahlkreis» (от erzahlen – рассказывать, kreis – круг), на котором обсуждают планы на день, поздравляют именинников дня, задают учителю вопросы. Еще одна зарисовочка к этому пункту. Зимой наш мальчик увлекся кубиком Рубика. Постепенно довел свой рекорд до сборки за 50 секунд и прославился этим на всю школу. Во время объяснения сложной темы учительница иногда прибегала к его помощи: «Так, дети, вы устали и уже не соображаете. Максим, выходи к доске». Макс собирал у доски свой кубик и дети, встряхнувшись, снова начинали внимать учителю.

А вот вещи, которые мне нравятся не очень

Отсутствие домашних заданий. Сначала мы, конечно, восприняли это с восторгом. А сейчас уже начинаем сомневаться, насколько такое обучение эффективно. Возможно, все коренным образом изменится в гимназии через год. Там, говорят, нагрузка будет совсем другая. Посмотрим.

Чрезмерное иногда внимание к нашей личной жизни («а у Максима есть друзья? А почему нет?») и контроль. Ситуация. Каждый день дети должны (именно что – должны!) брать с собой в школу завтрак в ланчбоксе и бутылку воды. Однажды Макс забыл свой ланчбокс дома. В этот день он пришел из школы с запиской от учительницы: «Дорогие родители! Сегодня ваш сын находился в школе 5,5 часов без еды и воды. Проследите, пожалуйста, чтобы такая ситуация больше не повторялась. С уважением…». Такие послания пугают меня до холодного пота. Моей подруге приходили из школы письменные рекомендации от учителя с настойчивой просьбой пересмотреть содержание ланчбокса (слишком много булок с шоколадом, мало овощей и фруктов). От этого у меня, честно, мороз по коже. Хотя, возможно, это и правильно.

Без справки от врача школу нельзя пропускать. Вообще совсем. Особенно перед каникулами и после них. Я знаю случаи, когда полицейские останавливали в аэропорту родителей с ребенком школьного возраста, которые летели куда-то во время школьных каникул, и требовали справки от врача или бумагу из школьного секретариата. Я знаю семью, которой прислали штраф за недельный пропуск школы без уважительных причин. Знакомую моей знакомой (звучит ужасно, да) держит на контроле Югендамт (ведомство по делам молодежи в Германии) за регулярные прогулы школы. Цены на билеты и отели в школьные каникулы в таких условиях вы можете себе представить. Хотя даже за 1 один до начала каникул стоимость билетов может быть намного ниже. С сыном-школьником мы вынуждены теперь всегда отдыхать в самый высокий сезон, бронировать билеты и отели за двойную цену и, вздыхая, вспоминать, как в России мы могли спокойно уехать в сентябре в Крым, пропустив недельку в школе.

Невозможность оформить ребенку домашнее обучение. С любым диагнозом и состоянием здоровья ребенок должен учиться. В отдельном классе, по особой программе, но должен учиться. Нам это неактуально, перспектива домашнего обучения меня никогда не прельщала, но для кого-то это – принципиальный момент.

Я понимаю, что мой текст полон розовых соплей и читается, как ода немецкой школе. Но это на самом деле то, что покорило меня тут сразу. В Германии много того, что нас смущает, возмущает и к чему нам сложно привыкнуть. Но немецкая школа и то, с каким удовольствием наш сын туда идет, примиряет меня со всем остальным в этой нашей эмиграции.

Материалы по теме
->