Школа все ближе, и родители в чате активизировались на самую актуальную тему: на что сдаем деньги? Ведь сдаем? Как не сдавать? Давайте скорее решать, на что сдаем и сколько? Мама четвероклашек и журналист Катерина Антонова честно прочитала каждое сообщение в группе, посмеялась, погрустила, поудивлялась, а потом посчитала оставшиеся до конца месяца деньги и выбрала пять предложений, на которые с радостью скинется раньше всех.
На траты на билеты и экскурсии я сама стану агитировать родителей. Потому что ни театров, ни музеев много не бывает даже для ребенка из профессорской семьи. Хороших спектаклей на самый разный возраст, как и действительно классных экскурсий и музейных программ, сегодня в Москве очень много. Только успевай выбирать. К тому же все родители разные, и детство у всех детей — неодинаковое. Кто-то водит ребенка на все премьеры в РАМТ, а кто-то не знает, где расположен Пушкинский музей. Но задача школы в том числе — как бы пафосно это ни звучало — хотя бы попытаться дать всем равные возможности. Привести. Показать. Познакомить. Увлечь. Приобщить. Все это на самом деле имеет прямое отношение к совершенно реальным вещам, которые более чем важны для обучения и атмосферы в классе. Количество увиденных спектаклей и пропущенных через себя выставок формирует кругозор учеников и уровень общения между ними, влияет на их интересы и на степень вовлеченности в процесс учебы. Ведь, согласитесь, одно дело — слушать про Герцена и Огарева, Бакунина и Белинского сидя в классе, и совсем другое — смотреть на них в спектакле РАМТа «Берег Утопии», следить за их влюбленностями и приключениями их гениальных мыслей, сопереживать им, начать воспринимать их как реальных, близких и понятных людей.
Третьим пунктом в моем списке стали деньги на организацию праздника вне стен школы. Тем более что я точно знала, что я хочу для своих детей и чего я точно больше для них не хочу. Не хочу я тоскливого чаепития в классе, когда накрахмаленные ученики под неусыпным взором разодетой учительницы чинно сидят за столами, составленными попарно, и организованно выходят к доске, чтобы прочесть очередное стихотворение. А родители, сходя с ума от духоты, теснятся по стенкам и фотографируют каждую секунду этого безудержного веселья. Почему бы не устроить для детей праздник, например, в Панда-парке? Это настоящее приключение: в лесу, среди деревьев, когда и трудно, и весело, и азартно, и очень, очень круто. Здесь дети проявляют свои лучшие качества: собранность и смелость, на деле понимают, что такое поддержка и что такое подлость. И становится очевидно, кто настоящий друг, а кто редиска. Одноклассники становятся командой, вместе преодолевают настоящие трудные препятствия и преодолевают себя. В Панда-парке есть масса групповых программ, да и самих Панда-парков в Москве множество, так что нужно просто выбрать подходящую для погоды и класса площадку.
Да, это про ремонт в классе, но погодите кидаться в меня тапками! Меня совершенно не интересует цвет стен и размер ромбика на линолиуме. Но я двумя руками голосую за то, чтобы установить в классе моих дочерей шкафчики, благо пока они еще в начальной школе и не перемещаются из помещения в помещение. Индивидуальные шкафчики для каждого с замочком. Такие, как стоят в раздевалках в спорт-клубе и в каждой американской школе. Чтобы там можно было хранить все для труда, все для рисования, все для окружающего мира и этих бесконечных поделок... Про все для физкультуры я молчу, потому что не придумала как сделать, чтобы были и шкафчики, и чистые носки у некоторых учеников. Но сама мысль, что можно не таскать все альбомы\кисти\краски\фломастеры\пластилин\клей ПВА\клей-карандаш\ватные диски\цветную бумагу\цветной картон\ножницы каждую неделю, по пути теряя, сминая и безнадежно портя все, что только можно, вселяет в меня ощущение счастья и готовность прямо сейчас отдать сколько угодно денег.
Но если шкафчики — в силу неких непреодолимых почему-то в нашей школе причин — могут так и остаться прекрасными мечтами, то принтер мы с родительским комитетом уже купили. Вещь это, как показали первые три класса моих детей, абсолютно необходимая. Наша учительница постоянно и в огромных количествах что-то распечатывала: дополнительные тесты, внеклассные материалы, раскраски, кроссворды, таблички правил и правила составления табличек. Все это прекрасно, за исключением одного: уже с октября месяца распечатки становились сначала тусклыми, потом — блеклыми, потом на них появлялись предательские белые полосы вдоль каждой третьей строчки. А потом картридж и вовсе заканчивался и нужно было покупать новый.
Ни о каких цветных копиях мы даже не заикались: черно-белый наш принтер стоил нам столько, что мы мирились с тем, что он то потухнет, то погаснет. Обсуждая как исправить ситуацию, мы остановились на новой модели принтера Canon (который PIXMA G3400), который может печатать и обычные, черно-белые, учебные материалы, и цветные фотографии, и даже гирлянды из Creative Park.
Стоит он (вместе с чернилами) порядка 12 тысяч: мы долго и подробно выясняли в вотсапе, каждый диалог в котором все больше напоминает пьесу в стиле Театра.док, стоит ли покупка наших денег. Помогла разобраться одна особенно въедливая мамаша, и сейчас будет настоящая математическая задачка. Напечатать принтер может семь тысяч цветных и шесть тысяч черно-белых страниц. И мы стали вычислять: за 8 месяцев учебы (с сентября по май минус месяц каникул) эти 13 тысяч отпечатков буквально будут означать 54 листочка на каждого ученика. («Сколько же папок с файлами нужно будет купить, чтобы это все хранить?!» - устало ответила на это одна из мам). Эта задачка была довольно трудной для наших истощенных материнством умов, однако мы сообразили, что каждая страница будет стоить меньше рубля, а цена этого прекрасного устройства в год на каждого ученика (а их в нашем нерафинированном, нелицейском и полностью укомплектованном классе 30) — будет около 400 рублей. Словом, если про шкафчики мы еще дискутируем с дирекцией школы, то принтер уже наш.
Эта акция - прекрасная идея к 1 сентября и к другим школьным праздникам: вместо того, чтобы тратить немыслимое количество тысяч на букеты, которые учителя скорее всего просто оставят вянуть в классе или раздадут подругам, можно перевести деньги фонду помощи хосписам «ВЕРА». Во-первых, это реальная возможность сделать что-то хорошее. Причём сделать вместе с детьми, объединившись вокруг честной и правильной нравственной идеи: помочь кому-то, кто очень нуждается в этом. Во-вторых, это повод поговорить с детьми о том, что такое благотворительность и почему стоит ею заниматься. Ну и наконец, это отличный способ хоть что-то противопоставить миллиону бессмысленных трат, которые мы видим вокруг себя на каждом квадратном метре в Москве. Акция была придумана одним из лучших современных педагогов Асей Штейн и вот уже несколько лет приносит огромную пользу. Ответы на частые вопросы и инструкции по поводу того, как принять в ней участие, – на сайте фонда.
Фотографии: обложка кадр из телепередача "Наша Russia" , 1 — Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2 — Государственныймузей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 3 — Панда Парк в Сокольниках, 4 — Link51.com, 5 — Canon, 6, 7, 8 — Creative Park