Невозможно требовать упорства от ребенка, если вы сами легко сдаетесь (согласно новому исследованию)
Невозможно требовать упорства от ребенка, если вы сами легко сдаетесь (согласно новому исследованию) - слайд

© Shutterstock

Папа, конечно, может все, что угодно, но иногда очень полезно показывать детям, что даже всесильные взрослые должны попотеть, прежде чем цель будет достигнута. И вот почему.

ДЖУЛИЯ ЛЕОНАРД

кафедра мозга и когнитивных наук Массачусетского технологического института, доктор наук

Вы пытаетесь приготовить свежий томатный соус, но, похоже, не можете вытащить помидоры из консервной банки. Хвостик, за который нужно потянуть, чтобы банка открылась, отломился. После минуты попыток, вы останавливаетесь, чтобы подумать – стоит ли продолжать возиться с этой чертовой банкой? А может попросить соседа о помощи? Или проще плюнуть на свежий томатный соус и залить все это кетчупом?

Мы постоянно принимаем решения о том, на что и сколько потратить усилий и потратить ли вообще. Есть ли у нас столько времени и сил. Пять минут, затраченные на возню с консервной банкой, можно было бы потратить на чтение книги, беседу с родными или сон. В любой конкретной ситуации вы должны оценить, насколько трудно и важно будет продолжать попытки.

Специалисты по когнитивному развитию человека заинтересовались тем, как мы принимаем решения о тех или иных усилиях. В частности, как маленькие дети, которые постоянно сталкиваются с новыми ситуациями, решают этот вопрос.

Зачем вообще нужны усилия

Как бы мы ни распределяли время в течение дня, очень нужно оставлять место для таких вот маленьких, но очень важных усилий вроде истории с консервной банкой. Как показали недавние исследования, самоконтроль и упорство улучшают результаты обучения независимо от IQ. Даже наша убежденность в необходимости стараний может повлиять на результат. Дети, которые считают, что добиться чего-то можно, приложив усилие, обычно преуспевают больше детей, которые уверены, что успех – это данность. Одно небольшое исследование, о котором рассказывает The Conversation,  продемонстрировало, каким образом малыши принимают решения, на что стоит потратить силы, а на что – нет.

Младенцы, как известно, с большим любопытством воспринимают окружающий мир, они – «крошечные обучающиеся машины». Более того, они способны понять, каким образом работают межличностные отношения и социальные роли, рассмотрим всего несколько примеров из реальной жизни. Даже полуторагодовалый малыш справится с подобной задачей лучше любого самого мощного компьютера.

Могут ли дети так же быстро, всего по нескольким примерам, постичь суть, когда дело касается упорства? Вдруг умение добиваться цели – это не просто черта характера, а социальный навык, который можно выработать?

Эксперимент

Для того, чтобы изучить этот вопрос, мы показали 15-месячным младенцам, которых разбили на две группы, два разных сценария поведения: в одном случае взрослый прилагает массу усилий для достижения двух различных целей (достать игрушку из запертого контейнера и получить брелок, сняв его с карабина), в другом – взрослый легко и без усилий достигает каждой цели.

Затем мы представили детям новую «музыкальную» игрушку, которая выглядела так, будто ее можно было включить, нажав на большую кнопку сверху. (Кнопка на самом деле ничего не включала.) Затем, выйдя из поля зрения детей, мы при помощи скрытой кнопки включили музыку, чтобы малыши поверили, будто это возможно. Потом мы дали детям музыкальную игрушку и вышли из комнаты. В конце сотрудники, не знавшие, в каких условиях находится каждый ребенок, на видеозаписи эксперимента подсчитывали, сколько раз дети пытались включить игрушку нажатием кнопки.

Дети – участники эксперимента. Фото: Julie Anne Leonard

В течение одного эксперимента дети (всего 182 ребенка), которые видели, что взрослый достиг цели, приложив усилие, в два раза больше нажимали на кнопку, чем те, кто видел взрослого, не прикладывавшего особых усилий. Иначе говоря, дети поняли, что упорство ценно, увидев всего два таких примера у взрослых. Причем взволновало в этом открытии то, что дети не просто подражали действиям взрослого: они осознали ценность усилий в новой задаче. Никто никогда не показывал им, что можно нажать на кнопку и включить музыку. Из предыдущих экспериментов с активными действиями (открытие контейнера с игрушками и разблокирование карабина брелока) дети сделали вывод, что новая игрушка, вероятно, также требует настойчивости.

В большинстве случаев взрослый, у которого что-то не получается, начинает беситься из-за отсутствия результата – ему не приходит в голову, что это отличный шанс поучить ребенка упорству. И тут возникает вопрос: могут ли дети научиться упорству у взрослых, которые не делают акцента на важности этого самого упорства?

Мы вновь провели тот же самый эксперимент, однако на этот раз исключили любые педагогические подсказки вроде зрительного контакта и дружелюбных объясняющих реплик. Дети и тут усердно пытались нажимать на кнопку игрушки, однако эффект в этом случае был намного слабее.

Как устроено упорство

Педагоги и родители хотят знать, как способствовать упорству детей, когда те сталкиваются с трудностями. Наше исследование показывает, что настойчивости можно научиться у взрослых. Младенцы внимательно наблюдают за окружающими и используют эту информацию для выработки своего собственного настойчивого поведения.

Дети, как и взрослые, постоянно принимают решения – сколько усилий потратить на достижение той или иной цели. И когда они наблюдают, как кто-то достигает успеха упорством, то стараются усерднее, а когда видят, что кто-то без особых усилий преуспевает, то делают вывод о бесполезности усилий.

Мы не утверждаем, что родители дома смогут получить такие же результаты, как мы в лаборатории. И все же, если вы уверены, что ваш малыш может достичь поставленной задачи благодаря усердию и стараниям, то стоит потрудиться и нарочно смоделировать ситуацию упорства и успеха. Сообщите нам, если у вас получится! Мы также хотели бы знать, насколько долгосрочны эти эффекты, и могут ли младенцы обобщать ценность прилагаемых усилий для других ситуаций. Мы надеемся изучить эти вопросы в будущих исследованиях.

В целом наше исследование доказало, что родителям не нужно постоянно показывать, что все дается легко. В следующий раз, когда вы будете мучиться с консервной банкой, было бы неплохо, если бы ваш малыш стоял рядом и видел, как вы пыхтите, – это очень полезно.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Несложные задания, выполняя которые ребенок поймет, что осваивать новые знания — нескучно.
Психология
Не бойтесь, дворником ваш ребенок не станет!
партнерский материал
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.