Никита Белоголовцев: «Раньше я хвастался чем-то своим, сейчас больше хвастаюсь детским»

Никита Белоголовцев: «Раньше я хвастался чем-то своим, сейчас больше хвастаюсь детским»  - слайд

Главный редактор сайта об образовании «Мел» - о том, в какой сад ходит его дочь, как реагировать на шумных детей в ресторане и самолете, в чем польза русских мультфильмов и с чем связана мода на домашнее образование.

НИКИТА БЕЛОГОЛОВЦЕВ

Главный редактор сайта об образовании «Мел»

Папа двоих детей


Семья

Мы с моей женой всегда понимали, что хотим детей, хотим быть родителями. Это для нас не было ни случайностью, ни откровением. Сейчас у нас двое прекрасных детей – Ева, которой шесть, и Тимофей, ему два года.

По западным меркам мы очень молодые родители. Нам с женой 30 лет. Когда мы куда-нибудь приезжаем с двумя детьми, на нас часто смотрят с удивлением - за границей родители в среднем старше.

Дочка ходит в обычный государственный садик, но он очень классный. И я понял, что недооценивал государственные детские сады. Нам невероятно повезло с воспитателями, они все прикольные - и няни, и воспитатели. В саду есть бассейн, с этого года появились занятия глиной.

Ева недавно решила, что ей надо научиться арифметике. Она ходила за нами, просила с ней заниматься. Причём в какой-то момент строго мне сказала: «Папа, давай, пожалуйста, без вот этих «у Васи три яблока», мне нужны просто примеры, практика, давай по-взрослому».

Мы не очень понимаем фишку «отдохнуть без детей». Мы не можем поехать в какое-нибудь классное путешествие на две недели одни, потому что максимум через шесть часов начинаем думать о детях. Нам поэтому их оставлять очень сложно.Первый раз мы поехали в большое путешествие на машине по Европе, когда Еве был год.

Мы все время придумываем какие-то игры. С Евой в первых поездках мы могли часами играть в отгадывание животных. Ты либо задаешь десять вопросов с ответами «да» и «нет», либо ты его изображаешь, либо ты его описываешь. Потом эта игра распространилась на героев мультиков, на отгадывание песен и все остальное.

Мой брат родился с ДЦП. Если в семье есть ребёнок-инвалид, то время родителей распределяется в других пропорциях. Я не очень люблю, когда об этой проблеме говорят в каких-то приторных тонах и говорят исключительно хорошее и про самих детей-инвалидов, и про их семьи.

 Дети в общественных местах

Меня никогда не раздражали дети в ресторане и орущие в самолёте младенцы. Потому что мы либо выносим за скобки какие-то группы населения, неважно - родителей маленьких детей, инвалидов, чернокожих, гомосексуалистов, либо не выносим.

Да, дети производят шум. С моей точки зрения, терпеть чуть более громкое поведение детей в кафе так же нормально, как сказать их родителям, типа: «Оу-оу-оу, слушайте, он второй раз обливает меня чаем».

Но когда ребенок в самолете начинает устраивать террористические атаки на впередистоящее кресло, а родитель полтора часа его вежливо просит этого не делать, то ты уже думаешь: «Блин, что же вы его не научили, что «нет» - это «нет».

 Принципы воспитания

Дети должны быть в хорошем смысле слова управляемыми. Это очень облегчает жизнь любому родителю. Мне кажется дико важным, чтобы ребенок при всей твоей любви, участии и заботе понимал, что ты главный. Ты, с одной стороны, главный по снабжению ребенка всеми его любимыми ништяками, а с другой стороны, ты главный по укладыванию спать.

Очень важно, чтобы ребенок в абсолютно исчерпывающем количестве получал ласку. До того, как у нас родился сын, я думал, что это больше на девочек распространяется, потом я поменял свои взгляды на этот вопрос. Мне кажется, что доброта, общительность, любовь к жизни у ребенка – это прямая проекция твоей внутренней доброты и внимания к нему.

Я абсолютный сторонник того, что детям нужно давать быть детьми. И более-менее все исследователи, психологи и люди гораздо более умные, чем я, чётко говорят, что пятилетний ребёнок – это не физически недоразвитый восьмилетний ребёнок, а трехлетний ребёнок – это не демо-версия шестилетнего. Это принципиально разные люди с разными запросами, потребностями и способами взаимодействия с миром и так далее.

Мне кажется важным задавать вопрос: «Я это делаю для него или для себя?». Это одна из самых сложных вещей в родительстве. Например, как понять, что моему ребёнку не надо становиться старшим вице-президентом группы компаний. Как понять, что мой ребёнок будет максимально счастлив, если он станет хорошим ветеринаром или хорошей медсестрой.

Меня больше всего раздражает трансляция собственного негативного опыта на детей. Типа нас били, и ничего. Мы выросли без душевых в школе, и ничего. Причем мне это кажется огромным лицемерием на фоне того, что мы все пересели с «Жигулей» на иномарки, покупаем себе новые телефоны, хорошую одежду, и при этом огромное количество каких-то очевидно глупых вещей объясняется в логике: «Ну мы же…».

А еще есть такая важная штука, как оценка потолка. Вот как понять, что не надо от этого конкретного ребенка просить больше, чем он может? Я вообще не знаю.

 Гаджеты

Прятать ребенка от гаджетов так же бессмысленно, как прятать ребенка от выхлопных газов в Москве. Гаджеты – это данность и детям с этими гаджетами жить. Наши дети не знают мира без гаджетов. Дети чем дальше, тем больше будут проводить времени с гаджетами, и это не изменится уже никогда.

Можно постараться стать для детей интереснее гаджетов, но это работа. Хотя, каким бы гаджетоманом ни был ребенок, когда вы его зовете поиграть, скажем, в кубики, он с радостью согласится, он сам от айпада подустал уже.

Если ты будешь отнимать у ребенка с детства сладкое, когда-нибудь это бахнет. Это же как с историей про Вилли Вонку из «Чарли и шоколадной фабрики».

Я понял из нашей последней поездки, что недооценивал современные русские мультики. Начал рассказывать дочке про баллистику и про то, как стреляет пушка, а Ева мне сказала: «Пап, ну конечно же я знаю, что такое траектория, это в «Смешариках» рассказывали». Или «Пап, ну что ты мне рассказываешь про вентилятор, вот в «Фиксиках» же говорится, что…» И это же действительно мощь.

Может, это пафосно звучит, но поставьте себя на место ребенка. Вот, к примеру, есть такой поедатель карамелек OmNom. Ну, он же правда интереснее, не знаю, книжки. Ну, серьёзно, он движется, он веселый, он звуки смешные издает. И если ваши дети уже узнали, что он клёвый, все. Вы ведь тоже когда-то узнали, что приставка Дэнди чуть интереснее, чем мультики на пятом канале.

 Про образование

У школьного образования должна быть логика, оно должно отвечать на вопрос «зачем». Школа не должна быть какой-то просто потому, что такой она была всегда. Ребенок должен что-то знать, потому что это полезно, важно, а не потому, что он должен это знать и все.

В нашей стране не было традиции какие-то прописные вещи проговаривать, просто о них даже задумываться. Мы, когда Мел начинали делать, такое неожиданное для себя открытие сделали, что у нас в принципе нет культуры разговора о детях в широком смысле слова. Когда нет традиции, последовательности и привычки нормально решать вопросы, то это приводит к перегибам в две стороны.

Сейчас любят вспоминать, что мы были самой читающей страной, что советское образование было лучшее. А то, что советское образование вырастило людей, которые понесли заряжать сначала банки к телевизорам, а потом деньги в МММ – как с этим-то быть?

Вчера еще все хвалили советское образование, а сегодня все заговорили про принципы финской школы. И это иногда рождает такую кашу в головах. Мне кажется, с этим связана лавинообразная мода на домашнее обучение в России.

Почти половина нашей аудитории живет в Москве. Если ты пишешь о проблемах, которые касаются определенной группы людей с определенным достатком, она и будет тебя читать. Ты же воздействуешь на ее болевые точки, используешь аллюзии понятные.

Мы любим шутить, что сделать мир лучше – это побочный эффект от нашей работы. Мы всегда говорили, что мы не про все хорошее, мы все-таки бизнес, то есть мы про зарабатывание денег и все остальное. Но если в результате этого еще и все станет хорошо, то зашибись.

Наша страна большая, разная и вся сразу не изменится. Но при этом иногда работает, и очень эффективно, догоняющее развитие. Несколько лет назад в России действительно были места, где единственный интернет был в школе. То есть вот даже на почте интернета нет, а в школе он уже есть.

Если спросить родителя, что он думает о Министерстве образования, родитель скажет: «Ничего не думаю». Про ЕГЭ он думает, про завтраки в школах думает, про дороговизну частных кружков вокруг дома думает, а про Министерство образования как-то вот нет. Родитель хочет, чтобы что-то изменилось в конкретной школе, чтобы сегодня его конкретному ребенку стало лучше.

Запрос на хорошее образование и на изменение школы появится тогда, когда какие-то вещи проговорятся, когда появится терминология и вокабуляр этого разговора, когда родители проговорят и поймут многие вещи. 

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Мы выбрали самые интересные места Подмосковья — с редкими животными, необычными механизмами, вкусной едой или выдающейся архитектурой,...
Психология
Задача родителей – не избежать негативных эмоций, а научить ребенка с ними справляться. Объяснить ему, что у него есть все необходимое,...
->