Памяти Бориса Грачевского: спасибо за возможность телепортации в собственное детство

Памяти Бориса Грачевского: спасибо за возможность телепортации в собственное детство - слайд

© Коллаж Chips Journal

«Ералаш» как слепок эпохи

14 января 2021 ушел из жизни Борис Грачевский — кинорежиссер, сценарист, один из создателей легендарного тележурнала «Ералаш». Ему было всего чуть больше семидесяти лет, в конце декабря он заболел коронавирусом, его госпитализировали, но до последнего была надежда, что он все-таки выкарабкается. Многие взрослые пользователи Сети сегодня искренне благодарят Грачевского за собственное счастливое детство. С ним действительно как будто уходит целая детская империя.

Идея создать сатирический альманах для юношеской аудитории пришла в голову кинорежиссеру Алле Суриковой в 1974 году. Она обратилась с предложением к председателю Госкино Филиппу Ермашу (по одной из версий название «Ералаш» — это как раз пародия на его фамилию, хотя по официальной версии, это слово в качестве названия передачи подсказала дочка драматурга Александра Хмелика).

Ни одна студия не хотела браться за проект — слишком много работы это сулило и слишком мало денег. И вот каким-то чудом энтузиасты все-таки нашлись: выпускник ВГИКа, киноадминистратор Борис Грачевский и уже упомянутый выше драматург Александр Хмелик. Всего за несколько месяцев им удалось создать передачу, ставшую культовой в СССР: вначале «Ералаш» показывали в кинотеатрах перед сеансами фильмов, а потом он постепенно переехал на телевидение.

За сорок с лишним лет своей истории «Ералаш» прошел разные этапы — все начиналось с экранизации классических литературных сюжетов типа «Позорного пятна» Агнии Барто, жесткого противопоставления лоботрясов, хулиганов и отличников, в какой-то момент в тележурнале появилась явная романтическая направленность, а в последнее время все чаще звучали критические замечания в адрес современной молодежи.

Узнаваемой фирменной карточкой стала синяя заставка с желтыми буквами и небольшой рисованный мультфильм аниматора Юрия Смирнова (не всегда, кстати, легко соотносимый с сюжетом эпизода, что добавляло «Ералашу» своей абсурдности). И, конечно же, финальный кадр с восклицанием «всё!».

Если вы родились на закате существования СССР, то, скорее всего, песня «Мальчишки и девчонки, а также их родители, веселые истории увидеть не хотите ли» в исполнении Елены Камбуровой или ансамбля «Непоседы» действительно способна катапультировать вас в собственное детство. Придется признаться, что, пересматривая сегодня эпизоды «Ералаша», можно заметить, что не все истории такие уж веселые, а некоторые из них производят впечатление довольно схематичных и грубых. Но дух времени этот тележурнал, видимо, действительно отражал. Просто сейчас мы гораздо более чутко относимся к эмоциональному развитию детей, поэтому вряд ли в голос посмеемся над тем, что ученик пятого «Б» получил ботинком по башке или съел целиком мандаринку на глазах у голодного одноклассника. И даже несмотря на то, что наши юмористические стандарты за это время некоторым образом изменились, нельзя не отдать должное: «Ералаш» мощно очерчивал детскую территорию, расставлял заметные флажки и как будто говорил с экранов телевизора: «Смотрите, это дети и подростки, они существуют, они не хотят ходить в занудную школу, а хотят играть, веселиться и влюбляться».

Интересно, что производство роликов «Ералаша» как-то сумело пережить перестройку, продолжилось и после распада СССР, не остановилось и в 2000-е. В последние годы Грачевского довольно много критиковали — говорили, что он стал набирать менее талантливых актеров-детей, часто назначал на главные роли по знакомству (даже снял в одном из эпизодов сына Медведева), грубо обращался с режиссерами. Ухудшилось качество сюжетов, да а и просто современная цифровая культура стала настолько более дифференцированной, что было бы странным, если бы «Ералаш» до сих пор оставался флагманом детской видеопродукции. Сатирический тележурнал напоминал теперь просто бизнес-империю, с многочисленными актерскими школами и сложной системой распределения ролей. Но важную функцию по поиску молодых талантов он продолжал выполнять: например, Матвей Новиков из «Нелюбви» Звягинцева начинал свою карьеру именно у Грачевского. А когда-то в «Ералаше» успело засветиться немало подростков, позже получивших большую общероссийскую известность — тот же Сергей Лазарев, сыгравший Вруна.

Возможно, сегодня тысячи пользователей благодарят Бориса Грачевского за свое счастливое детство еще и по другой причине. У многих из нас практически не осталось видеозаписей из собственной школьной жизни, если не говорить о парадных линейках и каких-то концертных выступлений. Мы еще не застали мобильных телефонов с классными видеокамерами и вместительной картой памяти. Поэтому «Ералаш» останется для нас важным визуальным воспоминанием о нашем переходном возрасте, о наших собственных подростковых мучениях и радостях. А современные дети наверняка уже задокументируют все сами, так что у каждого из них останется свой собственный «Ералаш».

Материалы по теме
->