11 ошибок, которые совершают родители
Деньги — это очень сложная тема для обсуждения. Многие взрослые боятся ее так же, как тем секса или политики — деньги принято обсуждать в очень узком кругу, сдержанно и иносказательно. Обсуждать финансовые вопросы с детьми вообще не принято, а зря.
Дети наблюдают и впитывают все, включая то, как мы говорим о деньгах и используем их, — говорит экспертка в области финансов и бюджетирования Андреа Ворок.
«Внутрисемейное отношение к трате и накоплению средств и родительские финансовые привычки напрямую связаны с тем, как дети будут относиться к своим деньгам в будущем. Важно, чтобы родители понимали, что их собственные привычки влияют на детей, и что им надо сформировать такое отношение к деньгам, какое они хотели бы видеть у своих детей», — добавляет она.
В Huffington Post собрали самые распространенные ошибки, которые допускают родители в отношениях с деньгами (и которые с ранних лет усваивают их дети). Давайте разбираться.
«Существует убеждение, что говорить о деньгах — плохо и стыдно, особенно, если у тебя долги, — говорит Ворок. — Когда вы не говорите о деньгах при детях, потому что боитесь, что они будут переживать, или думаете, что их не нужно в это вовлекать, вы учите своих детей не говорить о деньгах и лишаете их возможности получить важные уроки о финансах».
Эту позицию поддерживает и Тим Шихан, который управляет семейным приложением для развития финансовой грамотности Greenlight: «Родители могут помочь своим детям научиться принимать решения. Начните с малого и объясните детям, почему вы покупаете продукты в магазине, а не заказываете еду в ресторане навынос».
Поскольку большинство операций с деньгами сейчас проходит безналично, дети не видят всех процессов финансового взаимодействия.
Задача родителей здесь — вытащить эти процессы наружу, сделать их видимыми и объяснить детям, как все устроено.
Эксперты отмечают, что очень важно дать ребенку понять, что деньги «не растут на деревьях», не появляются просто так, а являются результатом труда и определенных усилий.
«Можно начать с простого дела по дому, — рекомендует Шихан. — Это поможет детям выстроить связь: "если я сделаю работу, я получу за нее деньги". Затем дети смогут сами ставить перед собой цель и зарабатывать на нее».
Кроме внутрисемейных источников дохода дети (в данном случае — подростки) могут поискать альтернативные способы заработать — например, у родительских знакомых или в организациях, куда принимают на подработку несовершеннолетних.
Основная цель — понять на собственном опыте, что деньги зарабатываются, а не сваливаются на голову просто так.
Многие родители не только не говорят с детьми о деньгах, но еще и не дают им возможности этими деньгами распоряжаться. Однако существует множество уместных способов научить ребенка финансовой грамотности до того, как он получит доступ к более серьезным и значимым суммам.
«Откройте малый бизнес, — предлагает финансовый эксперт Ким Кийосаки. — Это отличный способ познакомиться с языком финансов. Дети смогут разобраться в таких понятиях как прибыль, издержки, доход, траты, выручка, инвентаризация, маркетинг и ценность их собственного времени. Этот процесс требует включенности, а еще это весело. И образовательный потенциал просто огромен» (прим. ред.: по новому закону в России подростки могут стать самозанятыми с 14 лет, получив на это согласие родителей).
Еще один способ подтянуть финансовую грамотность, который предлагает Кийосаки, — купить несколько акций компании, знакомой вашему ребенку (например, Disney), и следить за тем, как колеблется их стоимость.
«Дети ориентированы на то, чтобы замечать эмоции своих родителей, и они довольно быстро улавливают взаимосвязь между событиями и эмоциями, — говорит финансовый терапевт Аманда Клейман. — И они замечают, когда все разговоры о деньгах сопровождаются каким-то напряжением, или когда родители расстраиваются и начинают обсуждать финансы после каждой просьбы ребенка. Дети, выросшие в таком эмоциональном контексте, переносят это отношение к финансовым вопросам в свою дальнейшую жизнь».
Без сомнений, у многих взрослых людей финансовые вопросы вызывают тревогу и беспокойство, однако родителям важно научиться управлять своими эмоциями, чтобы не транслировать эту тревогу или импульсивное обращение с деньгами своим детям.
По мнению Ворок, одна из больших родительских ошибок заключается в том, что они поддаются детскому желанию немедленно обладать новой блестящей игрушкой, которую они увидели на кассе, во время похода в магазин за продуктами.
Если вы каждый раз покупаете ребенку игрушку, вы превращаете импульсивные покупки в привычку, — говорит Андреа Ворок.
«Лучше воспользуйтесь этой ситуацией в образовательных целях. Когда моя дочь просит о чем-то новом, я напоминаю ей о том, зачем мы приехали в магазин, и о том, что игрушки не входят в наш список покупок. Если она очень сильно что-то хочет, мы обсуждаем, что эта игрушка может стать подарком на день рождения или Рождество, и мы запишем ее в список на будущее. Иногда, конечно, можно и шикануть, главное, чтобы это не стало привычкой», — говорит она.
Еще одна важная задача финансовой грамотности заключается в том, чтобы научить ребенка отличать желания от потребностей: например, жилье и здоровую еду от конфет и игрушек. Обсуждать это недостаточно — лучше, если родители продемонстрируют желательное поведение личным примером.
Вы не научите ребенка отличать желания от потребностей или копить деньги, если вы постоянно расплачиваетесь кредиткой, — говорит финансовая консультантка Кумико Лав.
Клейман отмечает, что важно не стыдить ребенка за его желания, которые не вписываются в бюджет: «Часто бывает так — ребенок говорит: "Я хочу кофту за сто долларов", а родитель отвечает: "Это очень эгоистичное желание и пустая трата денег". Вместо этого лучше сказать: "Сейчас это не вписывается в наш бюджет" или "Сейчас мы откладываем деньги на другие цели"».
Неважно, о чем идет речь — о потребностях или желаниях — всегда есть возможность найти необходимую вещь по более низкой цене. Ну или хотя бы поискать. И, по словам Ворок, многие родители упускают эту возможность наглядно показать ребенку полезную привычку в обращении с деньгами.
«Научите своих детей принимать более разумные покупательские решения — например, поискать брендовые джинсы в местном секонд-хэнде, чтобы купить их по более доступной цене», — советует она. Кроме того, Ворок рекомендует научить детей самостоятельно следить за скидками, купонами и промокодами на те вещи, которые они хотят купить.
«Семьи, живущие с ограниченным бюджетом, часто говорят о том, что они не могут чего-то себе позволить, вместо того, чтобы разобраться в том, как они могут себе это позволить, — говорит Ворок. — Эти ограничения передаются детям, которые вырастают и чувствуют, что они застряли в рамках своего дохода, и никак не могут выбраться из этой ловушки. Однако есть много возможностей зарабатывать больше денег, например, подработка или сторонние проекты».
Детям проще понять динамичную природу финансов, когда у них есть собственный опыт управления ими. Подросткам проще познакомиться с последствиями трат, если они идут в кино, а потом им не хватает денег на покупку видеоигры, на которую они копили, а дети помладше могут получить те же уроки в процессе игры.
Клейман отмечает, что в семьях нередко происходят ситуации, в которых один из родителей просит ребенка держать определенные траты в тайне от другого родителя («Это наш с тобой маленький секрет»). Неважно, какие причины за этим стоят — родитель не хочет расстраивать своего партнера или думает, что тот не поддержит его финансовые решения, итог получается один и тот же — ребенок привыкает к тому, что деньги связаны с чем-то стыдным и неприятным.
Еще одна проблема возникает, когда ребенок задает простые вопросы, заставляющие родителей чувствовать себя некомфортно, например: «Сколько у нас денег?» или «Сколько вы зарабатываете?»
В этом вопросе нет ничего неподобающего. Это нормальный повод для проявления любопытства, — уверяет Клейман.
Она рекомендует родителям не игнорировать эти вопросы и не уходить в защиту, а попытаться разобраться, с чем они связаны, и объяснить ребенку, почему они могут вызывать дискомфорт.
Несмотря на то, что детей важно научить делать сбережения, вместо того, чтобы постоянно тратить деньги, родителям не стоит делать упор на то, что это единственный способ взаимодействия с деньгами, который у них есть.
Эксперты рекомендуют родителям научить детей не только эффективно накапливать и хранить свои средства, но также вкладывать их — например, в создание собственного малого бизнеса или проекта.
Так они не только познакомятся с разнообразными способами использования собственных финансов, но еще и получат возможность научиться управлять ими методом проб и ошибок.
Когда речь заходит о финансовом планировании, то каждая семья и каждый человек уникальны. Те правила и рекомендации, которые сработали в одном случае, не обязательно сработают в другом, так что в вопросе финансов нельзя опираться на какую-то одну стратегию.
Клейман рекомендует родителям самим выбирать тот формат взаимодействия с деньгами, которые подходит именно им: кому-то будет комфортно платить ребенку за выполнение домашних дел, а кому-то — просто регулярно выдавать фиксированную сумму.
Самое главное здесь, по словам Клейман, показать детям, что деньги — это средство, которое помогает на пути достижения определенных целей и реализации ценностей.
Жесткие представления о том, как «хорошо» и как «плохо» использовать деньги не работают — всегда надо исходить из существующей ситуации и ориентироваться на нее.