«Вот мы часто слышим фразу – «надо принимать ребенка таким, какой он есть». Но почему нам так сложно ее осознать на практике?
Человек рождается с набором базовых эмоций. Никто не учит малышей бояться, грустить или сердиться. Эти умения нужны людям (и животным), чтобы защитить себя в опасных ситуациях.
Затем человек растет, вступает в контакт с другими людьми и получает «в подарок» способность испытывать стыд и вину. Эти эмоции природой в нас не предусмотрены и развиваются в ответ на действия и слова других людей. Попросту говоря, окружающие учат нас стыдиться и чувствовать себя виноватыми.
Одна из причин, по которой мы начинаем испытывать эти чувства, постоянные оценки и критика со стороны других людей. Любое действие маленького ребенка вызывает реакцию: сделала первый шаг – молодец, испачкал штанишки – ай-ай-ай, плохой мальчик.
Говоря о детях, мы почти всегда непроизвольно оцениваем их самих и то, что они делают: «у нее красивые глаза», «он неуклюжий», «у нее грубый голос». Постепенно дети учатся ориентироваться в этих оценках, понимают, когда их хвалят, а когда критикуют. С этого момента дети начинают делать то же самое, что и взрослые люди: пытаться соответствовать тому, что считается нормой. И стыдиться, если они от этой нормы чем-то отличаются.
К чему это может привести, большинству из нас прекрасно известно: появляются комплексы, развиваются неврозы, депрессия и другие психологические проблемы. И только тогда мы начинаем задумываться и пытаться решить проблемы.
В многочисленных статьях, книгах и лекциях по воспитанию детей можно услышать один простой совет: ребенка надо принимать таким, какой он есть.
Ольга Уткина, мама двоих детей и журналист, автор блога «Smartoctopus: для родителей подростков» написала пост, в котором размышляет о том, почему сказать в этом случае намного проще, чем сделать.
«Вот мы часто слышим фразу – «надо принимать ребенка таким, какой он есть». Но почему нам так сложно ее осознать на практике?
Потому что мы с детства живем в мире, полном оценочных суждений.
Ну вот, например, я скажу «У этой девушки большая грудь».
Это можно услышать, как «вау, как круто, у нее большая грудь», или «фу, большая грудь», или «она выглядит вызывающе».
Но на самом деле это просто констатация факта. Грудь? Грудь! Большая? Большая. И все. Не хорошо и не плохо. Как небо синее, трава зеленая.
Вот в этой констатации фактов и заключается то самое «принятие как есть». Мы не навешиваем оценку, мы просто видим, что наш ребенок спортивный / медлительный / высокий / крупного телосложения / кудрявый / активный / общительный / медленно принимает решения и так далее.
Все это – просто информация о том, каков наш ребенок на самом деле.
Проблема в том, что мы часто имеем в голове портрет некоего «идеального» ребенка. Из-за этого его реальные качестве постоянно проходят сравнение с тем самым идеалом. В итоге человек вырастает, обвешанный ярлыками. И чаще всего со знаком минус.
Не «у нее 41 размер ноги», а «у нее слишком большая нога, у девочки красиво, когда 37 максимум»
Не «он любит быть дома и собирать Лего», а «он неспортивный, слабый»
Не «он оценивает риски, прежде чем совершить поступок», а «он у нас трусоват»
Не «она любит играть в футбол», а «она у нас не женственная, как пацан вечно»
А почему? Потому что мы видим ребенка каким-то определенным – в нашем воображении. Миниатюрную дочку-балерину, сына-футболиста с кучей друзей – кого угодно, только не того, кем наш ребенок является на самом деле.
Это очень интересный момент! А что, если попробовать отойти от постоянных сравнений и оценок и просто наблюдать?
И с собой, кстати, то же самое! «Какой Я?» – это вопрос, на который мы часто не можем толком ответить!»
С использованием материалов из блога «Smartoctopus: для родителей подростков» Ольги Уткиной, мамы двоих детей и журналиста
Фотография: Jamie Street, Unsplash