Как избежать ошибок и помочь дошкольнику заговорить
Возраст: с рождения
Маленькие дети очень милые, но будем честны: разговаривать с ними скучно. Но если ребенок недостаточно часто слышит вашу речь, не видит, как двигаются ваши губы и язык, ему будет сложнее научиться говорить.
Конечно, все дети разные. Одним малышам легко дается речь, зато другие за пару минут могут возвести метровую башню из кубиков или нарисовать всю семью пальчиковыми красками. Если ребенку еще не исполнилось трех лет, можно не волноваться, что он пока не произносит слова или целые фразы. Но разговаривать с ним обязательно: это развивает не только речь, но и память, внимание, логическое и образное мышление.
Возраст: 2–4 года
Если вам кажется, что ребенок не хочет говорить или произносить отдельные звуки ему тяжело, стоит записаться на консультацию к логопеду. Он объективно оценит уровень развития речи у малыша, предложит план занятий, расскажет, нужна ли консультация сурдолога (некоторые дети плохо говорят именно из-за нарушений слуха) или хирурга (если для правильного произношения звуков нужно подрезать уздечку языка).
Логопед не только работает с нарушениями речи, но и помогает предупредить их. Он нужен, если ребенок:
Примерно до четырех лет многие дети картавят, неправильно произносят звуки «з», «с», «л», «ш», «ж». Это нормально: каждый ребенок осваивает новое, в том числе речь и звуки, в своем темпе.
Но если в четыре года ребенку все еще сложно дается речь, стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы помочь малышу научиться говорить и до школы сформировать чистую, правильную речь. В этом возрасте речевой аппарат еще достаточно гибкий, и исправить ошибки будет проще, чем после шести лет.
Возраст: с рождения
Конечно, родители хотят, чтобы ребенок сразу говорил идеально: четко произносил звуки, строил предложения, передавал эмоции различными интонациями. Некоторым семьям действительно везет: едва ли не в каждой младшей группе детского сада есть один-два ребенка, которые декламируют стихи на утренниках и произносят совершенно взрослые фразы.
Но такие дети — скорее исключение из правил. Не стоит на них равняться: всему свое время. Сами малыши на детской площадке или в парке отлично понимают друг друга и не обращают внимания на то, кто из них лучше говорит.
Возраст: 3–4 года
«Каса, каса, ладость наса!» — звучит знакомо, но смысл понятен не сразу. Из-за подобного искажения звуков у детей могут сформироваться неправильные речевые привычки.
Если с ребенком «сюсюкают», подражают его речи, малыш просто не узнает, что надо говорить иначе. Он не будет стараться выговаривать все звуки, и возможно, эту ошибку придется исправлять с логопедом.
Возраст: 3–6 лет
Современные дети растут в смешанной языковой среде. Даже если дома говорят только по-русски, в детском саду и на площадке малыш может слышать речь и на других языках. А по ТВ или в играх нередко встречаются английские фразы.
Чтобы речь развивалась быстрее, знакомьте малыша с новыми языками (даже если не собираетесь воспитывать билингву) — например, включайте мультики и говорите на английском. Доказано, что изучение иностранного языка увеличивает некоторые области мозга, что хорошо для кратковременной памяти и поможет осваивать родную речь.
Возраст: 3–6 лет
Порой родители верят: если ребенок научится читать, то и разговаривать он начнет быстрее. А чтобы научиться читать, нужно знать алфавит.
Но когда мы читаем или говорим, мы не называем буквы. Мы оперируем звуками, и воспринимать и запоминать их ребенку гораздо проще, чем буквы. Поэтому лучше начать со звуков и слогов, которые помогут взаимодействовать с окружающими, а научиться читать ребенок еще успеет.
Используйте звукоподражание, чтобы помочь малышу возрастом до трех лет сказать первые слова. Ему будет проще повторить «би-би», а не «машина», «ав-ав», а не «собака». Позднее лучше разговаривать с ребенком как со взрослым: использовать названия животных, предметов, имена людей.
Научите ребенка пить через соломинку, надувать мыльные пузыри, задувать свечи, дуть в свисток. Это поможет развить речевое дыхание.
Пойте песни в течение дня, комментируйте свои действия, читайте стихи и рассказы, проговаривайте вслух рецепты блюд из интернета или список покупок в магазине.
Разыгрывайте сценки и диалоги между игрушками или домашними животными, например, о том, как любимый мишка пришел есть кашу, которую привез ему красный паровоз. Можно придумывать героям имена со звуками, которые плохо выговаривает ребенок.
Сочиняйте истории про вашего малыша. Ему наверняка захочется продолжить или дополнить такой рассказ.
Имитируйте звуки природы: ветер, стук капель по крыше и т. д. Это поможет лучше контролировать язык и губы, и малышу станет легче произносить звуки.
Развивайте мелкую моторику с помощью специальных игрушек или природных материалов: от каштанов и камешков до гречки и проса.
Играйте в пальчиковые игры. Попробуйте вместе с малышом сделать пальчиковый театр из ткани или бумаги, чтобы разыгрывать сценки где угодно: дома, в очереди, на прогулке.
Разрешите рисовать на больших листах бумаги на полу или на плитке в ванной пальчиковыми красками. Это также развивает мелкую моторику, а вместе с ней и речь.