«Чарли и шоколадная фабрика» c точки зрения психолога: разбор детских травм Вилли Вонки

«Чарли и шоколадная фабрика» c точки зрения психолога: разбор детских травм Вилли Вонки - слайд

Правда, перечитывать книгу или смотреть фильм после этого будет не так весело.

Фильм «Чарли и шоколадная фабрика» отражает четыре психологические линии.

Первая — о детских травмах и их последствиях

Эту линию отождествляет сам хозяин фабрики Вилли Вонка. Он был сыном дантиста. Его отец — лучший в своей области специалист, но абсолютно черствый родитель. И хотя он заботится о здоровье ребенка, делает это с маниакальной жестокостью. Это видно из того, как он заставляет мальчика носить уродливое железное приспособление для исправления прикуса. Запрещает есть любые сладости. И даже в праздник сжигает заветный шоколад в камине. Этими действиями отец напрочь отбивает любовь ребенка к себе и желание любых отношений с людьми. Психологически нехватка любви требует компенсации. Вилли Вонка делает это с помощью исполнения мечты о сладостях. Став взрослым, он открывает фабрику по производству шоколада. Теперь в его жизни столько конфет, сколько захочется. А шоколад, производимый фабрикой, самый вкусный и самый известный в мире.

Вилли Вонка отчасти повторяет поведение отца. Он жесткий руководитель. Не доверяет людям и не дает им права на ошибку. Социопатичный мизантроп, узнав, что некоторые сотрудники воруют секреты приготовления шоколада, он увольняет всех, чем оставляет их без средств к существованию. Двери фабрики закрываются «навсегда». А сам хозяин закрывается внутри своего сказочного мира. Никто и никогда не сможет попасть внутрь.

Здесь мы видим противоположные субличности Вилли Вонки. Одна из них — жесткий, самоуверенный, не терпящий критики шоколадный магнат. Он заводит условно «плохих» детей в ловушки. И безжалостно расправляется с ними.

Другая субличность — маленький мальчик, который так и не вырос и до сих пор живет в сказочном мире. Он создал его сам. На фабрике работают волшебные эльфы. Они танцуют и поют веселые песни. Все, что есть в цехе, — съедобное. Трава из патоки. Цветы из карамели. Вокруг горы зефира и леденцов.

«Взрослый» Вилли Вонка не замечает, что он несчастлив. То, что он делает, не компенсирует нехватку родительской заботы. И только мальчик по имени Чарли поможет понять, чего ему на самом деле не хватает, чтобы стать по-настоящему счастливым.

Вторая линия — воспитание детей

Вилли приглашает на свою фабрику 5 детей и 5 родителей. Каждый из них отождествляет личностные качества и стили воспитания.

Майк Тиви отражает индифферентный стиль воспитания. Этот стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе, и связь между ними и родителями отсутствует. Что мы и видим. Родитель эмоционально холоден к ребенку, не замечает его интересов и не занимается им. Ребенок целыми днями играет в «стрелялки». Что порождает лень, глупость и жестокость.

Избалованная Верука Соль. Стиль воспитания — либеральный. Он близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере вседозволенности. Это позволяет ребенку капризничать, требовать немедленного исполнения своих желаний, манипулировать родителями.

Обжора — Август Глуп. Стиль воспитания — гиперопека. Родители чрезмерно опекают своих детей и всеми силами стараются обеспечивать их безопасность и защищенность. Дети вырастают беспомощными, инфантильными «маменькиными сынками». Часто ребенка безмерно закармливают. Из того же желания угождать и опекать.

Виолетта Борегард все измеряет достижениями. Даже жвачку она жует на рекорд. Здесь мама ставит собственные амбиции во главе воспитания. Она сама рекордсменка и хочет от ребенка того же. В конце мама скажет «Я не хочу иметь дочь-чернику! Как она будет соревноваться?».

Чарли Бакет. Стиль воспитания — демократический. Самый конструктивный стиль воспитания. У ребенка формируется правильное, ответственное социальное поведение. Понятия справедливости, заботы, твердости и соблюдения дисциплины.

Третья линия — философская и вытекает из второй.

Это пороки, олицетворяющие грехи. Они гипертрофированно представлены в персонажах. Это можно объяснить тем, что фильм для детей. А детям присущ максимализм. Веруку Соль можно отнести к алчности, Майка Тиви — к праздности, Августа Глупа — к чревоугодию и, наконец, Виолетту Борегард — к гордыне. И каждый будет наказан по заслугам.

Четвертую линию отождествляет Чарли.

Искренний, наивный, воспитанный, вежливый мальчик. Он ценит семью, помогает близким. Добрый и скромный, он не пытается хитрить и поэтому не попадается в ловушки. Здесь говорится о том, что для победы достаточно оставаться самим собой, находиться в контакте со своими чувствами и окружением. Когда Вилли Вонка предлагает Чарли остаться на шоколадной фабрике, но забыть свою семью, мальчик отказывается. Это становится полной неожиданностью для хозяина фабрики и поводом задуматься. Он понимает, что истинное счастье не в достижениях, а в любви. Таким образом, происходит «исцеление» Вилли Вонка. Воссоединение с отцом. А в дальнейшем обретение семьи в лице мальчика и его родных.

Фильм противоречивый и нетривиальный. Красивый и удивительный. Он поднимает много вопросов о семье, об отношениях детей и родителей, о мечтах и несбывшихся надеждах, о маленьких детских радостях и потерянном детстве. Он таит в себе большой смысл: неважно, сколько у тебя денег и амбиций, сколько побед и заслуг, важны человеческие отношения, доброта, честность, любовь к близким и семейные ценности. Семью не сможет заменить никакое богатство, даже горы шоколада.

Вопросы для обсуждения:

Чтобы «зашитая» в фильм мораль не ускользнула от детского взора, лучше вместе с ребенком обсудить кино и его персонажей после просмотра. Вот какие вопросы можно задать ребенку:

  • Был ли счастлив Вилли Вонка, владея своей фабрикой?
  • Чего не хватало Вилли Вонке для счастья?
  • Можно ли заменить любовь к семье и близким деньгами, успехом, богатством?
  • С кем из персонажей ты бы хотел дружить, а с кем нет. Почему?
  • Почему Чарли не принял предложение хозяина фабрики отказаться от семьи в обмен на общение с семьей?
  • Можно ли назвать отца Вилли Вонки плохим человеком?
  • Почему отец не разрешает Вилли есть сладости? Правильно ли он делает?

А еще наши партнеры Образовательный Консьерж сервис «Перемена», которые и подготовили этот текст, придумали игру по мотивам фильма. Автор игровой части — психолог Анатолий Волчек.

В чем суть игры:

Мы предлагаем использовать мир и сюжет фильма для того, чтобы поиграть с ребенком и чтобы помочь ему усвоить социальные нормы и правила.

Играть нужно, потому что: доктор психологии Д. Б. Эльконин выделяет ролевую игру в качестве ведущей развивающей деятельности для детей в возрасте 4-7 лет. В младшем школьном возрасте игра формирует в меньшей степени, но всё же формирует, вплоть до 9 лет.

Играть можно, если вашему ребенку понравился фильм.

Ну и ещё, играть — весело!

Мы предлагаем вариант групповой игры. Вы можете организовать родителей-друзей и собрать на игру нескольких детей. Пусть они проживут это приключение вместе.

Время игры может варьироваться, так как важно учитывать групповую и индивидуальную динамику. Попытайтесь сделать так, чтобы дети не устали.

И главное. Ведущий. Вы — ведущий. Или кто-то из близких родственников, или друг семьи. Он важен. Он тот, кто проводит игру. Тот, кто готов побыть ребенком вместе с ребенком.

Правила и этапы игры:

Точка входа.

Тот момент, когда ребенок находит «Золотой билет» и послание, написанное на нем.

«Здравствуйте, друзья! Вы получили золотой билет, а значит, вам сказочно повезло быть гостями на нашей фабрике. Для того, чтобы получить главный приз, вам придется пройти пять этапов. Ну и… справиться с ними. Дерзайте! В конце останется только один! Шутка! Или нет???????!!!!»

Первая локация. Назовите ее «Жадность!».

Проговорите с участниками «Ребята. Как вы считаете хорошо или плохо быть жадным?». Если ответят, что хорошо, то нужно дать аргумент, почему это не так. «Например, расскажите, как вам приятно делиться с друзьями или как вам приятно поделиться со своими детьми тем, что у вас есть». Будьте аккуратны, это очень тактичный разговор. Проведите минутку группового воспитания. Приведите общее понимание детей к тому, что жадность — это плохо, а делиться — хорошо.

Дайте задание детям подготовить сценку на тему «Почему жадность — это плохо?». Пусть подготовят сценку. Короткую. Дайте им на это 5 минут. Пусть подготовятся и покажут сценку на 30 секунд — минуту. Похвалите и дайте первый приз и следующую подсказку.

Вторая локация. Назовите ее «Правила не Правила».

Начните «Почему нужны правила? Зачем?» - обсудите это. Послушайте детей и приведите пример, когда правила нужны, чтобы обезопасить здоровье. Можете рассказать про Правила дорожного движения. Объясните, что правила нарушать нельзя.

Подготовьте заранее пару десятков карточек с разными правилами. В том числе шуточными: не бегать, не прыгать, не дышать, уважать друг друга, драться с умпа-лумпами, поджигать хозяина фабрики, жонглировать котами и так далее. Серьезные правила перемешайте со смешными. Дайте детям задание — выбрать правила поведения, важные на Шоколадной фабрике, и наклеить их на какую-нибудь доску/стену/ватман. Обсудите правила вместе.

Третья локация. О семье.

Дети тянут жребий (это бумажки с указанием членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, кот и так далее). Задача: каждый должен изобразить ту роль, которую вытянул. Задача остальных детей — угадать, кого показывают.

Это задание — хороший способ поговорить про семью, посмеяться над своей взрослостью и показать детям, что вы с ними на равных и не чужды самоиронии.

Финал. Обязательно завершите игру эпично и помните, что победить должны все.

Это образовательная игра, ее цель не в победе, а в обсуждении важных понятий. Если вы все же предусмотрели приз, то пусть это будет огромный торт. Его и поделите на всех — шоколад полезен для работы мозга.

Для погружения в атмосферу нужны:

  • Шляпа Вилли Вонки. Её можно сделать, посмотрев инструкции в интернете, или купить похожую в магазине. Выбирать вам. Тем не менее мы рекомендуем сделать шляпу самостоятельно. Причем совместно с ребенком. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому любые виды взаимодействия с мелкими деталями — это важно. Так же, как и формирование письменной речи.
  • «Золотой билет». Сделайте его без участия ребенка и используйте в качестве «точки входа» в игру. Когда будете готовы, спрячьте его под подушкой, или запакуйте в настоящую шоколадку, или поместите в конверт и отыграйте историю со специальным суперсекретным письмом.
  • Песни, которые поют Умпа-лумы в фильме. Используйте их для перебивки между игровыми заданиями или как аудиосопровождение к игре.
  • Набор подарков и сладостей, либо то, что дорого вашему ребенку, любая мелочь, которую он ценит. Это могут быть и детали игрушки, или просто фишки, которые он сможет выменять у вас на совместный поход в кино.

Вообще, чем больше ярких деталей из мира фильма вы возьмете, тем интереснее получится игра, и тем ярче будут впечатления вашего ребенка.

ПАРТНЕР МАТЕРИАЛА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСЬЕРЖ-СЕРВИС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕРЕМЕНА»

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Денискины рассказы, вечеринка с монстрами и дореволюционные елочные игрушки!
Разбираемся, как и с какого возраста дети могут официально работать и нужна ли им при этом финансовая грамотность.
партнерский материал
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.