Отвечают педагог, педиатр и другие специалисты
Уборка в комнате — это тема, конфликтов на которую, кажется, невозможно избежать. Даже родители с бесконечным дзеном иногда, наступив на очередную детальку Lego или вляпавшись в пластилин, воздевают руки к небу и яростно восклицают: «Ну когда ты уже уберешь в комнате?!».
Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы детская комната постоянно выглядела как страничка из каталога Икеи, но в реальности ожидать от ребенка идеальной чистоты и порядка каждый день странновато.
Эшли Джонс из издания Romper знакома с этими родительскими мучениями не понаслышке — с одной стороны, требовать от ребенка профессионального клининга не хочется, а с другой — ну сколько же можно терпеть? Эшли решила разобраться в том, какие требования к уборке комнаты можно предъявлять, и от чего они зависят. Вот, смотрите, что получилось.
Экспертка в области родительства Морин Хили говорит, что дети обычно подходят к этому этапу развития в возрасте около четырех лет.
«Все дети разные, и это важно принимать во внимание, но я бы сказала, что дети дошкольного возраста уже могут застилать постель, поднимать раскиданные вещи и убирать в своих комнатах, — объясняет она. — Возможно, сперва им понадобится помощь, но в целом они уже могут с этим справиться».
Специалисты сходятся на том, что возраст ребенка должен стать ключевым принципом при формировании ваших требований к нему. «Возраст ребенка влияет на его способность поддерживать чистоту и порядок в комнате, — говорит нейропсихолог Санам Хафиз. — Например, нельзя ждать от годовалого ребенка, что он будет пылесосить в своей комнате и мыть в ней полы. Но вы можете поручать маленьким детям задания, с которыми они могут справиться — например, убирать игрушки с пола или застилать кровать».
Педиатр Скотт Кругман отмечает, что в этом вопросе важно принимать во внимание характер и темперамент ребенка, а также его неврологические особенности — например, наличие РАС или СДВГ.
«Детям, которые испытывают сложности с концентрацией внимания, может быть сложно справиться со сложным заданием — например, убрать в очень грязной комнате, — рассказывает он. — Им нужны подробные инструкции, которые помогают разбить одно задание на много мелких задач. Например, родители могут сказать: „Давай начнем с того, что уберем одежду“».
Педагог и экспертка в области родительства Лора Линн Найт говорит, что даже на примере собственных детей она видит, что к каждому из них требуется индивидуальный подход: один ребенок обычно быстро отвлекается, но не требует усиленного контроля, а другой может быстро потерять запал и чаще нуждается в помощи.
«Вы как родитель отлично знаете своего ребенка, и вы уже понимаете, сколько поддержки и внимания вашему ребенку требуется в процессе уборки, — объясняет Найт. — А еще вы можете позволить ребенку проявить себя при помощи украшений или организации хранения вещей в его комнате. Ваш ребенок может одновременно и следовать вашим договоренностям, и при этом иметь право выбора».
Также Найт рассказала о том, что в ее семье у детей есть фиксированное время на уборку, которое встроено в распорядок дня. «У нас есть договоренность, что к моменту, когда мы будем читать книги перед сном, все вещи должны быть убраны с пола, а перед пятничным киновечером мы убираем все еще тщательнее, — говорит она. — Мы не привязываем карманные деньги, награды или наказания к уборке, но вместо этого мои дети знают, что у них будет меньше времени на чтение и фильмы, если они будут убирать слишком долго — это естественное последствие».
Если вы хотите, чтобы уборка стала личной ответственностью вашего ребенка, важно уделить внимание мотивации и поддержке. Неважно, сделаете ли вы табличку с наклейками или будете придерживаться метода естественных последствий, как Найт, рано или поздно ваш ребенок непременно включится в игру.
«Объясните свои ценности и ожидания — это особенно важно для подростков. Они хотят знать, почему вы требуете от них чистоты в комнате, и ответ „потому что я так сказала“ обычно звучит неубедительно», — говорит Кругман.
Он предлагает говорить с подростками о том, как структура, рутина и самоорганизация помогут им преуспеть в учебе и дальнейшей жизни, и какую роль в этом играет уборка комнаты. При этом важно демонстрировать детям пример своим собственным поведением.
«Конечно, некоторые дети от природы более организованные, чем другие, — рассказывает Хили. — Здесь важно выбирать то, что для вас важно, особенно в период между средней и старшей школой. Часто быть хорошим человеком оказывается намного важнее, чем убирать в комнате».
Эксперты согласны, что предсказуемая рутина и один конкретный метод организации уборки комнаты поможет детям своевременно поддерживать порядок в комнате и не сильно из-за этого переживать. Вы можете ставить таймер, чтобы убирать понемногу каждый день, а можете устраивать большую уборку каждую субботу. Главное — будьте последовательны.
Хафиз отмечает, что ребенку важно знать, как тщательно он должен убирать свою комнату, и чего вы от него ждете. «Обойдите детскую вместе с ребенком и покажите ему, что делает комнату чистой, а еще расскажите ему, что вы считаете приемлемым, а что — нет, — предлагает она. — Спокойные, доброжелательные объяснения — это залог успеха. А еще если вы будете хвалить ребенка за то, что после уборки его комната стала чище и опрятнее, чем была до этого, он с большей вероятностью захочет повторить свои действия и снова убраться».
Вы можете позволить своим детям оставлять где-то беспорядок — но главное определите эти границы и введите правила уборки, которых будут придерживаться все члены семьи. Так вы сможете совместно работать над чистотой и порядком, и при этом вам не придется слишком часто напоминать всем о том, что они должны сделать.
«Соберите семейный совет и придумайте правила, которых должны придерживаться и мама с папой тоже. Например, никаких носков на полу. Или ежедневно застеленные кровати. И так далее, — говорит Хили. — Чем больше родители будут сотрудничать с детьми в этом вопросе, тем лучше. Это не всегда просто, но это очень полезно как в моменте, так и в долгосрочной перспективе».
Подписывайтесь
на наш Telegram