Технологии в образовании
Недавно в детском саду Нового Уренгоя начал работать робот-воспитатель. Это не такое уж удивительное событие, ведь в одном из рязанских садиков робот-воспитатель появился еще в 2015 году.
Роботы даже помогают учителям в некоторых российских детских садах, школах и вузах. Мы решили выяснить, как задействуют роботов в образовательном процессе других стран.
В школах Южной Кореи роботов повсеместно начали использовать еще в 2010 году. Тогда в 19 начальных школ направили сразу 29 роботов-учителей, которые вели уроки английского. Правда, робот Engkey был не полностью автономным: им управлял учитель из другой страны. На экране робота появлялось либо лицо учителя, либо нарисованная модель. Робот мог разговаривать с учениками и двигать руками. В 2010 году Engkey вошел в список 50 лучших изобретений по версии журнала Time.
В 2018 году в 50 школах Японии тоже начали использовать роботов на уроках английского. Как и в Южной Корее, здесь не пытались полностью заменить роботом людей. Musio X стал ассистентом, с помощью которого дети практиковали устную речь. В его базу данных загрузили диалоги из американских сериалов и учебных курсов, поэтому робот сам поддерживал с учениками разговоры на любые темы.
Школьникам нравилась беглая речь робота, которую они легко понимали. Кроме того, они оценили, что с роботом можно общаться очень долго. «Обычно ученики стесняются говорить на английском перед другими людьми, но они стали разговаривать больше благодаря общению с роботом», — заметил один из учителей. Он также добавил, что теперь у него появилась возможность уделять больше времени каждому ученику отдельно.
Роботизированные помощники появились на уроках английского и в одной из школ Финляндии. Учителя отмечали, что милый робот мотивирует детей активнее участвовать в занятиях. Отличительной особенностью робота Elias является умение определять уровень знаний ученика и подбирать для него подходящие по сложности задания. Также он анализирует ответы учеников и сообщает учителям о проблемах, с которыми сталкиваются дети. И он неплохо умеет танцевать.
В 2020 году Elias отправился в другие страны: в Италию, Португалию и Испанию. Там дети занимались с роботом в школе, а затем продолжали учиться уже дома, через приложение.
В одной из школ Индии для учителей тоже разработали помощников, но сразу решили, что вести уроки самостоятельно им не доверят. По мнению руководства школы, роботы не могут замотивировать людей учиться, поэтому никогда не заменят учителей.
На уроках в этой школе роботы Eagle отвечают на вопросы учеников, дополняют объяснения учителей и проверяют тесты. Английский эти ассистенты пока не освоили, зато помогают учителям и ученикам на уроках физики, химии, биологии, истории и географии.
В Австралии решили, что роботы должны преподавать робототехнику, ведь в ней они точно разбираются лучше всего. Как считает директор школы, в которой появился такой учитель, уроки робототехники очень важны для детей: они развивают критическое мышление, умение решать проблемы и учат использовать любознательность, чтобы буквально строить будущее своими руками. В школе понимают, что внедрение роботов во все сферы жизни повлияет на работу учителей и заставит их не просто передавать знания, а управлять процессом обучения и использовать новые технологии.
В Японии разработали роботов не только для школ, но и для детских садов. Создали роботов-воспитателей и в Китае. Еще в 2018 году роботов под названием Keeko закупили в 600 садиков. Конечно, полностью заботу о детях маленьким роботам не доверяют и там. Робот нужен для игр, также он дает детям задания и задает вопросы.
Слушайте наш подкаст