Разбираемся вместе с психологом
Подростки любят риск: даже самые спокойные, умные и послушные иногда придумывают такое, что у нас не хватит ни букв, ни нервов, чтобы это описать. Более того: родители покладистых отличников обычно настолько уверены, что их разумный ребенок не склонен ни к какому опасному поведению, что до последнего не замечают его пугающих признаков.
Подростки пока не осознают последствий, к которым может привести их тяга к приключениям. Попытки защитить часто заканчиваются скандалами. Связывать им руки и устраивать тотальную слежку — не вариант: во-первых, они найдут способ обойти все ограничения, во-вторых, такой контроль очень губителен для отношений с родителями. Про то, как уберечь подростков и сохранить с ними связь, нам рассказывает психолог фонда «Полдень» Анна Горовая.
Как рискуют подростки?
Рискованное поведение можно разделить на три направления: опасные тренды, социальная нетерпимость и буллинг. Второе и третье во многом зависят от глобального социума (города, района, школы), в котором растет подросток, а вот первое — от самого подростка и группы, в которой он окажется.
Они практикуют руфинг — лазают по крышам, зацепинг — катаются на автобусах и грузовиках, зацепившись за бампер, селфхарм — режут и прокалывают кожу, оставляют ожоги, голодают.
Появляются опасные тренды: подростки задерживают дыхание так долго, как могут (от этого умер уже не один ребенок), специально прыгают так, чтобы упасть, вырывают волосы, пьют десятки таблеток от аллергии, чтобы увидеть галлюцинации. Таких идей в подростковой среде очень много, и постоянно появляются новые: социальные сети стали для детей не только средством общения, но и местом для соревнований, выиграть в которых хочется во что бы то ни стало.
Почему подростков привлекает риск?
В подростковом возрасте родители и учителя перестают быть авторитетами. И молодым людям хочется найти тех, с кем их объединяют интересы, ценности и цели — то есть влиться в референтную группу. Группы могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Первая — разные секции, студии, турклубы — те места, в которых можно рисковать и испытывать себя без опасности для жизни. Вторая — разные виды рискованного поведения, о которых мы писали выше.
Причем это не зависит от самого подростка: ваша девочка или мальчик могут быть покладистыми отличниками, читающими по книжке в неделю, но в свободное время — гулять по заброшенным зданиям. Просто потому, что в их компании это считается интересным и романтичным.
На что обращать внимание родителям?
На резкую смену поведения: раньше ребенок получал пятерки и четверки, а сейчас резко скатился в учебе, первую половину дня он в отличном настроении, а через пару часов — бьется в истерике, отказывается от еды, любимого футбола или танцев по вечерам, перестает общаться с друзьями, закрывает все социальные сети. Все, что происходит с ним внезапно — это повод задуматься и присмотреться. Понятно, что для всех подростков характерно отрицание родительского авторитета, смена настроения, тяга к переменам. Поэтому — разговаривайте так много, как это позволит ребенок и прислушивайтесь к своей интуиции. Если вам кажется, что что-то не так, то, скорее всего, вы правы.
Еще один маркер — слова ребенка о том, что ему постоянно плохо, что жизнь не имеет смысла, что он уродливый и отвратительный, жалобы на отсутствие друзей и нежелание выходить из дома. Раньше, если ребенок всегда, даже на пляже, был в одежде с длинными рукавами и в брюках, если он закрывал шею и боялся переодеваться в общественных раздевалках, мы подозревали наркотики или сексуализированное насилие. Сейчас на первое место вышел селфхарм.
Что делать родителям?
Авторитарность со стороны родителей в подростковом возрасте не работает. В этот период у взрослых появляются серьезные задачи — перестроить систему отношений с подростком, пересмотреть его права и обязанности (у него должно стать больше не только обязанностей, но и прав!), признать то, что он почти взрослый. Часто в деструктивной группе подросток доказывает самому себе, что он вырос и уже может разрешить себе то, что ему раньше было нельзя (или до сих пор нельзя по мнению родителей).
Поведение подростков нельзя критиковать, нельзя обесценивать их чувства, или высмеивать их интересы. Нужно говорить о своих чувствах, о беспокойстве и волнении, которые испытывают взрослые.
Мы понимаем, что часто хочется кричать просто от безысходности, но постарайтесь сдержаться: даже самым вредным подросткам крайне необходим взрослый друг, который умеет слушать и поддерживать. И хорошо бы, чтобы этим другом стал родитель, а не парень из тик-тока.
Между приключениями и девиантным поведением есть грань: можно кататься на тележках из магазина днем во дворе, а можно выезжать на них ночью на проезжую часть. Можно пойти на экскурсию по старинным развалинам или даже поехать в археологическую экспедицию, а можно – залезть в старое здание с гнилыми перекрытиями и жуткими обитателями. И тут выигрывает тот родитель, который отпустит подростка в эту самую экспедицию с археологическим кружком.
Зона риска — так называется программа фонда «Полдень», которая с в 2011 помогает объяснить средним и старшим школьникам, к каким последствиям может привести рискованное поведение. Многие в этом возрасте пытались тайком сбежать на ночную дискотеку, дотронуться до огня, украсть какую-то мелочь в магазине, переплыть реку или гулять по крышам. И говорить, что этого делать не стоит — бесполезно. А вот объяснять, к чему может привести выход за рамки — эффективно.После прохождения программы подростки отмечают, что они задумываются над последствиями поступков, стараются оценивать ситуацию прежде, чем принимать решения, им легче дается общение со сверстниками и взрослыми и с собой, они обращают внимание на чувства окружающих и относятся к ним терпимее.
Сюжетно-ролевые игры, в которые сотрудники программы играют с подростками в школах, колледжах и детских домах, помогают им проектировать и проживать опыт деструктивного поведения. Многие уже оказывались в таких ситуациях или наблюдали со стороны — им важно поговорить о своих чувствах, поделиться ощущениями и мыслями. Иногда страшно рассказывать о себе, но когда дети становятся героями игры, то у них появляются силы проговорить все это и проработать травматические моменты от имени их персонажа.
А главное, они осознают, что взрослые не призывают их исключать приключения из жизни, что родители — понимают и поддерживают. Но вместе с этим — хотят защитить.
Всего в цикле 6 занятий (плюс отдельный образовательный блок для учителей), рассчитанных на 60 – 90 минут, то есть проводить их можно в рамках классного часа. Уже 2500 участников в 34 регионах задумываются о своих поступках и не планируют в дальнейшем рисковать. Чтобы помочь подросткам без вреда для жизни пройти этот приключенческий период — можно заполнить заявку на сайте и получить бесплатный доступ к программе «Зона риска».