Школьная форма:
история длиной в 400 лет

Споры о школьной форме также вечны, как и сама история этой формы. Её сторонники настаивают, что она приучает детей к порядку и убирает из школы признаки социального неравенства. Противники выступают против уравниловки и лишних трат. За время ее существования форму не раз вводили и убирали из школ разных стран, а где-то само ее наличие напоминает о самых страшных эпохах в жизни государств. Историю школьной формы проследила Люся Мовсесян.

Первые школы, то есть учреждения, куда дети и подростки приходили учиться чтению и письму, возникли еще в древнем Шумере, примерно четыре с половиной тысячи лет назад. Уже в те времена ко внешнему виду учеников предъявлялись определенные требования. Известны глиняные таблички, написанные около 2000 года до н.э. и описывающие будни шумерской школы: там, в числе прочего, упоминается, что за неопрятную одежду ученика могли наказать. Отрывки из эссе «Школьные будни» и их предполагаемый перевод приводит Самюэль Крамер, крупнейший специалист по шумерской истории, в своей книге «Шумеры. Первая цивилизация на земле» (перевод на русский Анны Милосердовой):

Мой наставник прочел мою табличку и сказал: «Чего-то здесь не хватает» – и высек меня».Ответственный за аккуратность сказал: «Ты слонялся по улице и не поправил одежду» – и высек меня.

Собственно, ученическая форма появилась, конечно, гораздо позже, но все равно достаточно давно.

Тюдоровский шик для маленьких сирот

Историки сходятся на том, что возникла она в XVI веке в среде английских благотворительных школ для сирот и обездоленных детей. Жители Лондона приносили в такие учреждения одежду для воспитанников. Чаще всего среди пожертвованных вещей встречались длинные пальто синего цвета. В конце концов за благотворительными школами закрепилось прозвище «bluecoat schools» (от blue coat — синее пальто). Одной из них была Christ's Hospital, основанная в 1552 году. Эта школа существует по сей день, и форма, которую носят ее воспитанники, почти не изменилась со времен Тюдоров. Несколько лет назад администрация Christ's Hospital провела опрос среди своих учеников, чтобы выяснить, не хотят ли они отказаться от этой формы. 95% опрошенных высказались за то, чтобы сохранить традицию.

Современная форма Charist's Hospital ©xcom-hobby

Согласно преданию, которое бережно хранят в стенах Christ's Hospital, в 1552 году король Эдуард VI (сын Генриха VIII и его третьей жены Джейн Сеймур, младший брат будущей королевы Елизаветы I) выслушал страстную проповедь лондонского епископа о нуждах бедных и так ею проникся, что решил заняться благотворительностью. По решению Эдуарда, который сам еще был почти ребенком (ему было всего 14 лет), несколько старых зданий в Лондоне освободили под приют для сирот и детей из бедных семей. На пожертвования и средства, выделенные городом, воспитанников кормили, одевали и учили, стараясь дать им профессию на будущее. Первоначально в школу, названную Christ’s Hospital, приняли 380 детей, через год их было уже 500. Спустя полтора века, в 1666 году школа сгорела. Невероятно, но никто из детей при этом не погиб. Часть отправили жить в графство Хартфордшир, где школа позднее обзавелась собственным зданием. Через 300 лет, после еще пары переездов и реорганизаций, Christ’s Hospital окончательно обосновалась в Хоршеме, графство Западный Сассекс. Сейчас в школе, которая по-прежнему работает как интернат, учатся 900 человек, большинство из которых живут в ней постоянно. Примечательно, что на протяжении всей истории Christ’s Hospital в нее принимают и мальчиков, и девочек.

Школа чрезвычайно гордится своей формой, которая, вероятно, является самой старой в мире. Комплект одежды ученика Christ’s Hospital включает длинное темно-синее пальто с поясом, бриджи или юбку, желтые гольфы и белый воротничок. Форма выдается ученикам бесплатно. Примерно 200 лет назад было введено новшество: пуговицы на пальто украсили портретом основателя школы, короля Эдуарда VI. Старшеклассникам, показавшим выдающиеся результаты по нескольким предметам, позволено украсить свою форму большими серебряными пуговицами и бархатными манжетами. А вот обувь воспитанники школы носят по своему вкусу и в последние три десятилетия предпочитают разнообразные ботинки от Dr. Martens.

Liverpool Blue Coat School ©wikipedia.org

В Ливерпуле есть старинная школа, которая получила свое название в честь синих пальто — Blue Coat School. Это заведение было основано в 1708 году для сирот и бедных детей. Спустя 11 лет для нее построили новое великолепное здание, ныне внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас там расположен арт-центр Blue Coat. Школа же переехала в начале XX века. В 1984 году городской совет Ливерпуля попытался прекратить финансирование Blue Coat School, однако жители города организовали масштабную кампанию в поддержку школы и сумели ее отстоять.

Первоначально у Blue Coat School не было своей формы, ее ввелив конце XVIII века. Форма включала синий сюртук в «тюдоровском стиле», белый воротничок и желтые гольфы. Ученики носили такой комплект до 1948 года. Сейчас форма Blue Coat School включает синий блейзер со значком школы, белую рубашку, галстук, украшенный гербом школы серый пуловер с V-образным вырезом, серые брюки для мальчиков и серую юбку для девочек, серые носки или колготки и черную обувь.

Синий блэйзер в школе Blue Coat ©nowart.fr

Ученики школы Harrow ©gettyimages.es

В Великобритании есть и другие старинные школы, в которых форма не меняется столетиями. Например, ученики лондонской Harrow продолжают носить соломенные шляпы. В наше время им сделали послабление: в особенно ветреные дни эту шляпу можно не надевать. Впрочем, большинство британских детей ходит в современной форме, дизайн которой зависит от конкретной школы.

Обратная сторона порядка и единодушия

Упомянутые выше «синие пальто» носили и немецкие школьники — почти до конца XVIII века. В дальнейшем строгая форма сохранялась только в монастырских школах и интернатах. Во второй половине XIX века среди немецкой учащейся молодежи стали чрезвычайно популярны шляпы, получившие название Schülermützen («школьные шапки»). Когда к власти в Германии пришли нацисты, они запретили эти шляпы как атрибут классового общества. В 1936 году был принят закон, по которому все немецкие мальчики в возрасте 10-18 лет обязаны были состоять в Гитлерюгент, а значит, и носить ее форму. У девочек были свои организации — и свои правила в одежде. В послевоенные годы в Германии отказались от школьной формы для детей, но в последние десятилетия немецкое общество вернулось к обсуждению этого вопроса.

Летняя форма членов гитлерюгенда и знаки их различия ©elafter.com

В частности, о форме вспоминают, когда обсуждают, следует ли пускать в школы девочек в мусульманских одеяниях разной степени закрытости. Среди сторонников формы есть и те, кого возмущают откровенно одетые школьницы в мини-юбках и микро-шортах. Ангела Меркель еще до того, как стать канцлером, высказывалась в поддержу школьной формы: по ее мнению, форма освобождает детей от давления, связанного с необходимостью носить модную и дорогую одежду, чтоб быть не хуже одноклассников, а также дает ощущение общности.

В 2015 году на конец учебного года в Германии пришлась аномальная жара. Погода так повлияла на гардероб немецких подростков, что в школах началось бурное обсуждение вопроса, какая одежда допустима и недопустима на уроках. В школе маленького городка Хорб-Алтим на юге Германии ввели прямой запрет на короткие шорты. Ученицам, которые, по мнению учителей, были одеты слишком откровенно, начали выдавать широкие футболки, которые те обязаны были носить поверх своей одежды до конца занятий. Директор школы объяснила принятые меры тем, что многие школьницы одеваются «провокационно». Все это вызвало бурные обсуждения, а в немецком сегменте твиттера даже появился хештэг #hotpantsverbot — дословно «горячие штаны запрещены».

Тем не менее, школы с дресс-кодом пока остаются в Германии скорее исключением. Противники школьной формы считают, что унификация в одежде попахивает милитаризмом и неуважением к личности ребенка. Такое мнение популярно не только среди школьников и их родителей, но и среди учителей. В 2006 году, в ходе очередной волны обсуждения школьного дресс-кода, председатель немецкого профсоюза учителей Хайнц-Питер Майдингер назвал полностью оторванной от реальности идею о том, что форма поможет решить проблему культурной интеграции или одержимости модными тенденциями. Он напомнил, что неприятие немцами униформы в послевоенный период имеет все основания, поскольку она ассоциируется с нацистским режимом.

Да здравствует дуче! (иллюстрация из учебника для первоклассников) - 1935 г. ©feldgrau.info

По схожим причинам не любят школьную форму в Италии: при Муссолини дети обязаны были носить униформу молодежных фашистских организаций. После войны итальянцы отказались от строгих правил в отношении внешнего вида школьников. Правда, на протяжении нескольких десятилетий девочкам предписывалось носить поверх одежды grembiule — свободное одеяние, похожее на халат, чтобы не отвлекать одноклассников своей фигурой. Это правило вызвало много споров во время сексуальной революции 1960-х и в конце концов было отменено. В наше время итальянские школьники могут одеваться в школу как им заблагорассудится.

Наследие колониальной эпохи

В колониальную эпоху европейские школьные правила распространились по всему миру, кое-где причудливо смешавшись с местными традициями. Например, в Гонконге большинство школ приняли форму, подобную той, что носят в Британии, однако несколько учебных заведений для девочек используют в качестве униформы китайские платья ципао. Свои особые традиции строго соблюдают католические школы, работающие на всех континентах. В Индии школьники носят белые рубашки и темные брюки или юбки, однако ходить в школу в одежде, предписанной религией, не запрещено. Например, мальчики-сикхи могут дополнять форму тюрбанами, а девочки-мусульманки ходить в платках и даже никабах, закрывающих лицо. В некоторых штатах в школу ходят в сальвар-камиз — традиционном индийском костюме, состоящем из штанов и длинной рубахи. В Японии, Южной Корее, Таиланде, Тайване и Сингапуре школьницы носят форму, разработанную на базе матросок британских моряков.

На фасон школьной формы могут влиять не только традиции, но и климат. Например, в Австралии в некоторых школах даже старшеклассникам разрешают ходить в форменных шортах вместо брюк. Австралийская школьная форма часто включает широкополые шляпы — для защиты от беспощадного местного солнца.

Восходящее солнце западнее, чем кажется

Япония до сих пор воспринимается как закрытая страна, в которой не приветствуются иностранные веяния, но это не совсем справедливо. Западное влияние на японскую массовую культуру весьма ощутимо. Яркий пример тому — форма японских школьников, созданная полтора века назад по европейским образцам. В конце XIX века Япония стремилась реформировать систему образования и начала перенимать элементы устройства школ у Великобритании, Франции и Германии. В числе прочего был позаимствован и школьный дресс-код.

Японская школьная форма «сейлор-фуку» ©postimg.org

Японская форма для мальчиков называется гакуран и состоит из темного пиджака со стоячим воротником и темных брюк. Комплект был смоделирован на основе униформы прусской армии. Форма для девочек, сэйфуку (или сейлор-фуку), состоит из блузки-матроски и плиссированной юбки (цвета и детали фасона могут различаться в разных школах). Основой для этого наряда послужила одежда моряков британского флота. Сэйфуку хорошо знаком всем любителям аниме и вообще современной японской культуры. Сами японцы очень любят эту форму, так что даже устраивают показы, призванные продемонстрировать новые веяния в школьной моде.

Первоначально матроска была в Японии, как и в Европе, просто популярным фасоном детской одежды. В 1920 и 1921 годах два частных женских колледжа первыми утвердили ее в качестве обязательной формы: Heian Jogakuin (школа Святой Агнессы) в Киото и Jo Gakuin University в Фукуоке.

Первые христианские миссионеры появились в Японии еще в первой половине XVI века и начали активно крестить местное население. Японским властям это очень не понравилось, так что христианство было официально запрещено, а священники и их последователи подвергались гонениям и казням. Официально запрет на исповедование христианской религии был снят только в 1873 году. После этого в Японию хлынули европейские и американские миссионеры. Одним из направлений их деятельности было основание школ по западному образцу, особенно женских, поскольку с образованием для девочек в тогдашней Японии дела обстояли не слишком хорошо. Тогда и были открыт  упомянутые выше школы в Киото (1875 год) и Фукуоке (1885 год). Они существуют до сих пор в виде женских колледжей.

Новое государство — новая форма

Школьная форма гимназистки конца ХIX ©zab.ru

Школьная форма гимназиста конца ХIX ©jo-jo.ru

В России история школьной формы началась в 1834 году, когда Николай I подписал Положение о гражданских мундирах. Этот документ помимо прочего регламентировал костюм гимназистов. Форму для девочек-гимназисток утвердили гораздо позже — в 1896 году. Вплоть до падения Российской империи мальчики носили темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным фартуком (или белым по праздникам). После революции форму отменили, однако в 1949 году вернули. Форма советских школьников мало чем отличалась от дореволюционной. Только в 1962 году мальчики сменили гимнастерки и фуражки на серый, а позднее синий костюм. Девочки продолжали носить коричневые платья с черным фартуком и белыми воротничками и манжетами. Обязательной составляющей образа советского школьника был красный пионерский галстук. В 1992 году в России отменили ношение школьной формы. Она вновь стала обязательной в 2013 году.

Когда форма не стирает, а подчеркивает различия

Сторонники формы утверждают, что она приучает детей к порядку и убирает из школы признаки социального неравенства учеников. Правда, в бедных странах Африки дело обстоит ровно наоборот: там отсутствие денег на покупку формы часто мешает детям из бедных семей пойти в школу. Не стоит недооценивать серьезность этой проблемы: однажды дороговизна школьной формы привела к гибели сотен людей и государственному перевороту.

Президент ЦАР Жан-Бедель Бокасса со своей семьей 1979 год ©maxpark.com

В 1979 году диктатор Центральноафриканской республики Бокасса (в то время он именовал себя императором, а свое государство — империей) издал указ, согласно которому все школьники страны должны были ходить в форменной одежде. Мотивы диктатора были очевидны: вся форма шилась на фабрике, принадлежавшей самому Бокассе. Но для большей части населения очень бедной ЦАР цена на такую одежду была неподъемной. Начались уличные протесты, обернувшиеся массовыми арестами и убийствами школьников и студентов. Когда зверства Бокассы достигли таких масштабов, что игнорировать их уже не получалось, в ситуацию вмешалась Франция, и Бокасса был свергнут в результате переворота.

Бесконечный спор

В США школьная форма появилась сравнительно поздно, в 1980-х годах. По словам профессора социологии университета Миссури Дэвида Брунсмы, первоначально ее ввели в школах некоторых неблагополучных городских районов, чтобы решить проблему «подростков, стреляющих друг в друга из-за дизайнерских кроссовок». Более широкое распространение форма приобрела после того, как в 1996 году президент Билл Клинтон высказался в ее пользу. По данным Брунсмы, в течение следующих 10 лет форма появилась в четверти начальных и примерно в 12% средних школ США. Профессор утверждает, что в ходе многолетних социологических исследований не удалось обнаружить какого-либо позитивного влияния формы на школьников, их поведение или самоощущение. Сейчас в большинстве американских школ по-прежнему нет стандартизированной формы, но часто существует дресс-код, в соответствии с которым нельзя приходить в школу в одежде определенных фасонов, например, с открытым животом или плечами.

Как бы то ни было, школьную форму так или иначе носят в большинстве стран мира. Традиция сохраняется несмотря на то, что во многих странах стандарты одежды для школьников не регулируются государством и остаются на усмотрение самих школ. Впрочем, спорам о необходимости школьной формы тоже не видно конца.


ОБЛОЖКА: Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев с пионерами в Международном детском центре "Артек". 1979 г. ©krymr.com

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ СПЕЦПРОЕКТА
"ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ МОДЫ"

автор: Люся Мовсесян
иллюстрации: Виктория Бойко