Как видеоигры и соцсети вызывают зависимость у детей и подростков

Как видеоигры и соцсети вызывают зависимость у детей и подростков - слайд

Отрывок из книги «Цифровая дисциплина»

На русском языке выходит книга «Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей». Ее написала детский психолог, психиатр и мама троих детей Шими Канг. С разрешения издательства «Альпина Дети» CJ публикует фрагмент главы «НА КРЮЧКЕ. Что такое дофамин и как бороться с "цифровой зависимостью"».

7 способов, которые используют разработчики, чтобы управлять сознанием наших детей

Такие разработчики, как Шон Паркер, и такие нейропсихологи, как Рамзи Браун, прекрасно понимают, что именно вызывает выброс дофамина в наш мозг. В производстве своих продуктов они применяют методы, которые запускают этот выброс. Самые успешные из них подсаживают нас на крючок, эксплуатируя первобытные человеческие потребности: быть любимыми, быть с людьми и быть признанными, чтобы чувствовать себя компетентными, уделять внимание другим и получать его, чего-то достичь.


Некоторые утверждают, что задача родителей — защитить детей от подобных манипуляций. Однако мы не можем защитить детей и подростков от того, в чем не разбираемся сами.


Итак, обсудим самые распространенные методы, которые программисты используют, чтобы завладеть вниманием вашего ребенка. Узнав о них, вы сможете научить ребенка замечать их и понимать принципы их работы. Это поможет ему вернуть себе хотя бы часть контроля над тем, как он использует цифровые устройства.

1. Красная тревога!

Всем известно, что красный цвет означает: «Чрезвычайная ситуация!», «Срочно!». Красный — самый насыщенный и динамичный цвет. Более того, это «цвет-триггер»: исследования показывают, что он способен учащать сердцебиение и повышать давление. Кроме этого, люди чаще кликают на текст и изображения именно красного цвета, а не какого-либо еще.

Изначально Facebook рассылал своим пользователям уведомления голубого цвета. Они соответствовали корпоративному брендбуку. Оттенки синего для него были выбраны неслучайно, ведь основатель компании Марк Цукерберг лучше всего видит именно их.

Он страдает частичным дальтонизмом и не различает оттенки красного и зеленого. Однако Facebook обнаружил, что люди часто игнорировали эти уведомления.


Их цвет сменили на красный, и количество кликов выросло до небес.


В индустрии сразу же приняли это к сведению. Сегодня вы регулярно смотрите на красные кружочки рядом со значками приложений на вашем iPhone, которые «умоляют» вас запустить их. Когда в следующий раз будете общаться с ребенком, достаньте свой телефон и покажите ему, как выглядят уведомления о новом сообщении или о том, что кто-то поставил «лайк» вашему статусу.

Объясните, почему они красные и какие биологические причины побуждают нас нажать на приложение, рядом с которым мы видим этот цвет. Можно переключить телефон в монохромный режим, чтобы ребенок увидел, насколько меньше эмоций у него вызывает черно-белая картинка, и понял, что она скучнее и не так привлекает внимание.

2. Одобрение общества

Мы, люди, испытываем базовую потребность в пище и убежище. Но кроме нее у нас есть еще одна врожденная потребность — принадлежать к группе и формировать прочные связи с другими людьми. «Лайки» в Facebook и сердечки в Instagram играют на этой первостепенной потребности человека в любви и общении. Пусть мир вокруг нас сильно изменился со времен палеолита, но наш мозг остался прежним. В саванне нам приходилось тщательно следить за своим социальным положением в племени. Одиночки и изгои, как правило, подвергались нападкам. Наше выживание зависело от того, как сильно в нас нуждаются и как высоко ценят.

В подростковом возрасте мы особенно остро ощущаем давление общества и хотим принадлежать к какой-нибудь группе. Я замечаю, что среди моих пациентов-тинейджеров многие одержимы своим присутствием в социальных сетях. Для них это способ подтверждать и демонстрировать дружбу, то есть делать все то, чем человечество занимается с незапамятных времен.

Если среди ваших близких есть подросток, подумайте, как рассказать ему о том своем посте в социальной сети, который не собрал ни одного «лайка». Опишите, как неловко и больно вам было, ведь казалось, что общество вас не принимает. Объясните, что, хотя те ваши болезненные ощущения были вполне реальны, неприятия со стороны людей на самом деле не было.


Количество собранных «лайков» на Facebook вовсе не показатель популярности. Настоящие друзья любят вас целиком и полностью — вместе с вашими недостатками, талантами и странным чувством юмора.


Согласно научным данным, ребенку нужен один-два близких друга в реальной жизни, а не 800 «друзей» в социальных сетях. Можно предложить ему попробовать альтернативные платформы, которые не отслеживают данные пользователей, не показывают рекламу и не пытаются подсадить вас с помощью «лайков» и «страйков».

3. Автовоспроизведение и бесконечная лента

YouTube и Netflix знают, что самый простой способ удержать детей (и их родителей!) от выхода из системы — это автовоспроизведение каждого последующего видео по умолчанию. Неудивительно, что пользователи стали запоем просматривать сериалы целиком, когда Netflix добавил функцию, запускающую следующий эпизод после окончания предыдущего и десятисекундного обратного отсчета.

Социальные сети часто используют тот же принцип. Благодаря автозаполнению вашей ленты и возможности бесконечно ее прокручивать, выйти из приложения все сложнее.

В следующий раз, когда вы с ребенком будете смотреть сериал на Netflix, нажмите на паузу перед тем, как следующий эпизод начнет автоматически воспроизводиться. Объясните, как это работает. Напомните ребенку, что именно он должен контролировать то, как долго будет что-то смотреть в интернете.

4. Переменное вознаграждение

Возможно, это покажется нелогичным, но лучший способ заставить молодежь чаще проверять Instagram — не «награждать» их каждый раз, когда они запускают приложение. Случайность — вот что их действительно привлекает.


Комментарии и «лайки» не выгружаются по расписанию, поэтому человек вынужден постоянно проверять приложение, ведь он не знает, в какой момент его вознаградят дозой дофамина.


Существует даже научный термин для этого — «переменное вознаграждение». И если вы не верите, что это работает на людях, вспомните, что именно этот принцип лежит в основе работы игровых автоматов, на которые приходится около 80 процентов от дохода любого среднестатистического казино.

Разработчики устройств позаимствовали выводы, к которым пришел американский психолог Беррес Скиннер, открывший силу случайной раздачи награды в серии экспериментов, которые проводил над голубями.

Скиннер учил голубей клевать кнопку, чтобы получать корм. В процессе он понял, что способен приводить бедных птах в ярость, если станет выдавать им награду случайным образом. Они продолжали клевать и клевать, надеясь сорвать куш. Один голубь клевал кнопку 16 часов подряд, чтобы добыть еду!

Простыми словами объясните дочери-подростку, что именно так работают онлайн-медиа. Всякий раз, открывая Instagram, Snapchat или Twitter, она словно дергает за ручку игрового автомата. Что она там увидит — увлекательную историю или порцию глупых «твитов»? Неизвестно. Это и заставляет ее постоянно обновлять ленту. Люди, как и голуби, жаждут предсказуемости.

Вариативность — это наш криптонит . Она заставляет человека совершать сумасшедшие поступки, например открывать Snapchat 45 раз в день.

Научите ребенка каждый день выделять на проверку социальных сетей определенное время, чтобы он заходил в них с конкретной целью. Например, у Джоша есть друзья в Южной Африке и Европе, и ему разрешено использовать Snapchat и Instagram только по воскресеньям во второй половине дня, чтобы пообщаться с ними.

5. Стремление к новизне

Стремление к новизне означает лишь то, что мы, люди, любим все новое. Нас так запрограммировали. В эпоху палеолита способность распознавать новые, зачастую опасные вещи и реагировать на них была ключом к нашему выживанию. Сегодня она заставляет нас беспомощно реагировать на шум поступающей информации.

Вот почему приложения социальных сетей постоянно требуют, чтобы мы не отключали их уведомления. Нам сложно игнорировать новое сообщение в WhatsApp или новость в ленте, если мы видим уведомление об этом.

Мой совет: научите ребенка отключать уведомления и не поддаваться на уловку, связанную с тем, что они могут появиться в любой момент. Это еще один способ вернуть себе контроль над приложениями и другими платформами, которыми он пользуется.

6. Страх что-то упустить (FOMO)

Страх что-то упустить, известный как FOMO (англ. Fear of missing out. — Прим. пер.), — одна из основных причин, по которой мы сидим в социальных сетях, даже если осознаем, что они крадут наше время и повышают уровень тревоги. Если мы удалимся из социальной сети, то можем пропустить какое-нибудь приглашение, распродажу или сообщение от друга.


Подростки же и без того обеспокоены тем, насколько вписываются в общество, для них пропустить шутку или показаться некрутым — слишком высокая ставка.


Нам, родителям, нужно помочь ребенку понять, что он не упускает того, что не видит. Нужно объяснить, что по-настоящему важное сообщение дойдет до него, даже если его нет в Instagram. Также стоит объяснить, что даже если он и правда что-то упускает, то это совершенно нормально.

7. «Социальная взаимность»

В людях запрограммировано желание отвечать другому, если он к ним обращается. Есть даже такое понятие, как «социальная взаимность» — возвратно-поступательный поток социального взаимодействия, который заставляет нас откликаться на одно положительное действие другим положительным действием. Когда Facebook сообщает отправителю, что получатель прочитал его сообщение, он как раз влияет на заложенное в нас чувство «социальной взаимности».

Snapchat и WhatsApp пошли еще дальше: пользователя информируют, как только друг начинает печатать ему сообщение. Для подростка потребность ответить может подавлять все прочие чувства — это важнее, чем обратить внимание на родителей или выгулять лающую собаку, которой срочно требуется справить нужду.


Для нашего мозга, который формировался во времена палеолита, проигнорировать личное сообщение в Twitter или запрос о добавлении в друзья в Instagram сродни потенциально опасной ошибке поведения в социуме.


Расскажите ребенку о старых добрых временах, когда телефоны висели на стене и не присоединялись к нам на прогулке или в ванной. Никто не ждал, что вы все время будете дома, чтобы ответить на звонок. Вы возвращались к друзьям, когда могли. То же самое актуально и сегодня, даже если средства коммуникации ускорились.

Ваш ребенок должен понимать, что не обязательно мгновенно отвечать на сообщение. Помогите ему сформировать привычку оставлять сообщения непрочитанными в течение дня или даже дольше. Научите его обдумывать написанное, прежде чем отправлять сообщение, и не рассылать электронные письма, если он злится или расстроен.

Снимем розовые очки и поговорим про силу воли ребенка

Когда по ту сторону экрана стоит целая команда инженеров, в чьи задачи входит сломить вашу силу воли и личную ответственность, кому угодно будет непросто поддерживать здоровый баланс, не говоря уже о 12-летнем подростке. Дети еще более уязвимы и не могут устоять перед силой цифровых устройств и игровыми пристрастиями.

Лобные доли их мозга еще не закончили формироваться. Они не полностью освоили умение замедляться, размышлять над ситуацией и менять курс действий.


Это значит, что им не хватает способности к саморегуляции и умения смотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе, а именно это помогает многим взрослым не впадать в разного рода зависимости.


Это еще одна причина, по которой я говорю всем родителям, что дети должны использовать цифровые устройства под их руководством.

Существуют три ключевые формы поведения подростка, которые провоцируют выброс дофамина и обусловлены биохимическими процессами в его головном мозге:

  • Они рискуют.
  • Они пробуют новое.
  • Они хотят получить восхищение от друзей.

Корни этого уходят корнями в историю нашей эволюции, в тот период, когда гоминиды-подростки должны были осваивать новые территории, чтобы найти себе пару и помочь выжить целому виду.

В наши дни все новые территории находятся в интернете, где окружающая среда не менее коварна. Однажды журналист попросил меня объяснить, почему подростки идут на такую глупость, как «Tide Pod Challenge».

Это была одна из самых тревожных сенсаций 2018 года в социальных сетях. Вы наверняка помните, что в тот год некоторые подростки стали снимать видеоролики, на которых разгрызали упаковку ярко окрашенных гелевых капсул для стирки белья, чтобы попробовать содержимое на вкус. Это вызвало всплеск отравлений. Тому журналисту я ответила, что эта вирусная акция «накормила» все три уникальные потребности подросткового мозга: она была рискованной, новой, а публикация этих видео вела к «лайкам» и «ретвитам».

Можно ли целиться в наших детей

Если ваши дети чем-то похожи на моих, то в тот или иной период своей юной жизни они были тотально увлечены социальными сетями или игровыми платформами.

Убеждающая сила технологий особенно хорошо действует на молодые несозревшие умы. В 2017 году отчет компании Facebook, подготовленный для внутреннего пользования, показал, что эта социальная сеть способна выявить точный момент, в который подростки чувствуют себя «неуверенными», «бесполезными» или «требуют того, что укрепит их уверенность в себе». В документе, который каким-то образом попал в руки журналистов газеты The Australian, Facebook хвастался перед рекламодателями и инвесторами своей способностью эксплуатировать уязвимость подростков.

Вторжение технологий разрушает вековые традиции и образ жизни, который помогал нам оставаться здоровыми, счастливыми и сильными.

Вот данные, которые следует учитывать:

  • За последние 20 лет время, которое дети проводят за игрой вне экранов своих устройств, сократилось на 25 процентов.
  • Дети младшего возраста сегодня проводят 5,5 часа перед экраном, согласно исследованию американской некоммерческой организации Kaiser Family Foundation.
  • Для тинейджеров эта цифра превышает семь часов (не считая времени, которое уходит на выполнение домашнего задания с помощью устройств).
  • Подростки сегодня проводят больше времени в социальных сетях и видеоиграх, чем во сне.
  • Среднестатистический ребенок проводит больше времени за общением в Сети, чем лицом к лицу с собеседником.
  • В 2008 году, спустя год после выхода на рынок iPhone, человек в среднем проводил в телефоне 18 минут в день. К 2019 году эта цифра выросла до 3 часов 15 минут в день.

Но даже в моей области, детской психиатрии, мало кто задается вопросом, насколько все это этично. Психология и нейробиология — области, которые мы ассоциируем с исцелением и помощью, которые руководствуются первичным этическим принципом «не навреди», — превращаются в оружие. Его применяют, чтобы отвлечь детей от выполнения домашних заданий, сна и обучения, важнейшей для их развития работы, от приобретения навыков решения проблем и других, столько необходимых в реальной жизни.

Не многие отрасли столь беспощадны и нерегулируемы, как крупные технологические компании, которые принимают решения, негативно влияющие на благополучие наших детей. Получается, что в отсутствие государственного контроля вмешиваться приходится именно родителям.

Что говорят бывшие главы технологических корпораций

На земле нет места, где бы понимание проблем, связанных со смартфонами и социальными сетями, росло интенсивнее, чем в предгорье Сан-Франциско, где и ведется разработка цифровых устройств и технологий. За последние несколько лет бывшие высокопоставленные сотрудники всех трех гигантов Кремниевой долины — Google, Apple и Facebook — стали информировать людей о продуктах, которые они выпускали, особенно предупреждая об их воздействии на детей.

Шон Паркер, разменявший пятый десяток, называет себя «кем-то вроде отказника по убеждениям» и выступает против социальных сетей, буквально «меняющих ваши отношения с обществом и друг с другом», говорит он: «Одному Богу известно, что они делают с мозгом наших детей».

Чамат Палихапития, бывший вице-президент компании Facebook, отвечавший за рост базы пользователей, также выступил против социальных сетей. Он сказал: «Краткосрочные дофаминовые петли обратной связи, которые мы создали, разрушают общество». Чамат отмечает, что чувствует «огромную вину» за роль, которую сыграл во всем этом. Про своих детей Палихапития добавил следующее: «Им не разрешено использовать это д***мо».

Среди реформаторов Кремниевой долины не было того, чей голос звучал бы громче, чем у Тристана Харриса, бывшего менеджера по продукту в Google. Харрис потратил последние несколько лет на то, чтобы призывать людей отказываться от использования технологий, которые сам когда-то помогал создавать.

В его некоммерческую организацию Center for Humane Technology входит команда бывших инсайдеров и руководителей из мира технологий, которые «глубоко понимают культуру, мотивационные программы, методы проектирования и организационные структуры, влияющие на то, как технологии захватывают наши умы». «Абсолютная свобода — это свободный разум, — говорит Харрис. — Нам нужны технологии, которые с нами заодно и помогают нам жить, чувствовать, думать и действовать свободно».

И все же реальность такова: у технологических компаний есть крайне несправедливое преимущество перед родителями, среди которых немногие в принципе осознают соблазняющую силу цифровых устройств. Мало кто из родителей понимает, как легко технологии могут захватить жизни их детей. Евангелисты из мира технологий напоминают, что мы уже видели подобную вспышку родительской паники. Телефоны, радио и даже книги вызвали серьезную обеспокоенность у родителей, учителей и властей, когда были впервые представлены широкой публике.

Изначально телевидение высмеивали как «бескрайнюю пустошь», из-за которой дети становятся «агрессивными и раздражительными». Но телевизоры не менялись постоянно, чтобы вызывать все больше привыкания. Как отмечает Харрис: «Идет борьба между мозгом Homo sapiens — и самыми мощными суперкомпьютерами и миллиардами долларов». Это как идти с ножом на лазерный бой в космосе. «Нам придется обернуться назад и спросить себя: „Зачем мы это сделали?“»

Тем временем власти нескольких азиатских стран уже принимают меры. Южная Корея и Китай представили так называемые «Законы Золушки», которые обязывают юных геймеров хоть изредка выходить из игры. Закон, принятый в Южной Корее в 2011 году, запрещает лицам младше 16 лет играть в видеоигры с 00:00 до 06:00. В 2019 году Пекин объявил о введении комендантского часа на видеоигры, обвинив их в росте близорукости и плохой успеваемости среди молодежи. Китайским геймерам младше 18 лет теперь запрещено играть в онлайн-игры с 22:00 до 08:00. Новые правила также лишают лиц моложе 16 лет возможности тратить больше ¥200 ($29) в месяц на такие дополнения к играм, как виртуальные костюмы, домашние животные и оружие.

Как распознать зависимость от социальных сетей и интернета

Решение добавить игровое расстройство в число диагностируемых заболеваний, принятое ВОЗ в 2018 году, не обошлось без разногласий. Раньше под зависимостью мы понимали состояние, которые вызывают такие вещества, как алкоголь, кокаин, опиоиды и другие наркотики. Может ли игра, то есть именно поведение, вызывать зависимость?

Этот вопрос горячо обсуждался в течение двух десятилетий в среде профессиональных психиатров до того, как поведенческие зависимости были добавлены в DSM‑5 («Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание». — Прим. пер.) в 2013 году.

Споры о классификации, принятой ВОЗ, начались, когда исследователи стали фиксировать у игроманов такие же изменения мозговой деятельности, как у людей, употребляющих наркотики: когда они не могли играть, их пульс резко подскакивал, а потоотделение увеличивалось. Зависимость сводится к навязчивому стремлению к чему-то, несмотря на негативные последствия.

Люди, страдающие зависимостью, демонстрируют неспособность сократить потребление; а поскольку со временем у них развивается устойчивость к действию «наркотика», они нуждаются во все более высоком уровне стимуляции для удовлетворения. Кроме того, они испытывают тягу, которую не могут контролировать.

Поэтому, объясняя родителям, как устроена зависимость от цифровых устройств, первое, на что я предлагаю обратить внимание, это наличие следующих признаков:

  • Тяга. Человек испытывает тягу к определенному поведению, что отражается на его мыслях, чувствах и телесных ощущениях.
  • Потеря контроля. Человек не способен контролировать время, которое проводит за играми или в Сети.
  • Навязчивое использование. Человек отдает приоритет играм и времени, которое проводит в Сети, до такой степени, что ставит эту деятельность выше прочих своих интересов и повседневных задач.
  • Использование несмотря на последствия. Человек продолжает или начинает еще интенсивнее играть или проводить время в Сети, несмотря на возникновение таких негативных последствий, как несданный экзамен, напряжение в шейном отделе, увеличение веса или потеря сна. Например, если ваш ребенок играет и не спит до трех часов ночи, вопреки тому что не сможет нормально заниматься в школе на следующий день (и это отражается на его успеваемости), — пора вмешаться.

Учитывайте, что, чтобы считаться зависимостью, подобное поведение должно проявляться настолько сильно, что оно вредит личным отношениям, мешает учебе, спорту и другим занятиям, и длиться не менее 12 месяцев. Но я бы не стала ждать, пока начнут проявляться серьезные негативные последствия или целый год будет формироваться шаблон поведения.

Следите за признаками зависимости, которые проявляются в вашем ребенке безотносительно его возраста, и вмешивайтесь как можно раньше. Также принимайте во внимание общие факторы риска возникновения зависимости:

  • Случаи зависимости у других членов семьи.
  • Такие расстройства психического здоровья, как повышенная тревожность, депрессия, СДВГ.
  • Давление со стороны сверстников, которые склоняют ребенка к проблемному поведению.
  • Нарушение семейных связей.
  • Использование цифровых устройств в раннем возрасте.
  • Предыдущие сложности с наркотиками или поведением, вызывающим зависимость.

Помогите своему геймеру разобраться, зачем он играет

Не бойтесь расспрашивать своего ребенка, почему (как ему кажется) он играет в видеоигры. Помогите ему разобраться, в каких случаях они приносят радость, в каких — помогают скрыться от реального мира, в каких — избежать тревоги или депрессии. Это первый шаг на пути помощи своему ребенку.


Как только вы поймете, почему он просиживает за игрой часы напролет, тогда сможете предложить ему сформировать новые привычки и новый распорядок дня, который удовлетворит потребности, лежащие в основе его страсти к играм.


Даже если решение найти непросто, первый шаг — понять, какую выгоду приносит ребенку такое поведение. Обратите внимание на описания, которые я приведу ниже, и на способы помочь ребенку, в зависимости от того, какой пример лучше описывает именно его.

Геймеру-одиночке, который играет, чтобы общаться с людьми, полезно обзавестись новыми знакомствами. Вы могли бы помочь ему подобрать какой-то клуб или занятие, где он сможет найти новых друзей.

Геймерше, которую травят в школе и которая использует игры, чтобы скрыться от обидчиков и буллинга, полезно вмешательство школы в эти конфликты. Ей пригодятся тренинги ассертивности или даже занятия единоборствами для повышения уверенности в себе.

Скучающему геймеру, который использует видеоигры, чтобы развлечься, полезно попробовать другой способ познавательной стимуляции, например чтение романов или освоение нового вида спорта. Попробуйте обсудить варианты, посмотрите вместе веселые и увлекательные документальные и художественные фильмы или отправляйтесь в совместное путешествие.

Родили и не поняли

Слушайте подкаст от редакции

Материалы по теме
->