партнерский материал

Твой ход! Полный гид по играм в настолки (с лайфхаками для тех, чьи дети бросают поле после проигрыша)

Твой ход! Полный гид по играм в настолки (с лайфхаками для тех, чьи дети бросают поле после проигрыша)  - слайд

© Иллюстрация Кристины Савельевой

Разбираемся вместе с психологом

Семейная игра в настолки заканчивается слезами, драками и перевернутым полем? Вы не одиноки, поверьте! Что делать, если играть «на равных» пока не получается, а поддаваться не дает совесть? Спросили у психолога и игрового терапевта Марфы Бусевой.

Марфа Бусева, психолог и игровой терапевт

В каком возрасте знакомить ребенка с настольными играми?

Первые коллективные игры рассчитаны на четыре — пять лет: раньше садиться за стол большой компанией просто не имеет смысла. Трехлеткам сложно запомнить все правила и долго сидеть на одном месте, так что ваша игра в лучшем случае закончится сказочной историей про фигурки. Не волнуйтесь: на развитии ребенка это никак не сказывается, так он просто знакомится с игрой, а со временем научится использовать ее по назначению.

Если не терпится начать раньше четырех лет, не забудьте упростить правила. Делать это можно и даже нужно, потому что так ребенок будет постепенно погружаться в процесс игры и непринужденно знакомиться с ее механикой. Или брать настолки для одного — они помогут подготовиться ребенку к соревновательным играм, потому что учат концентрироваться на заданиях, удерживать внимание, развивают логику и последовательное мышление.

Такие игры есть у Bondibon. Они познакомят ребенка с миром настольных игр и подготовят его к коллективным настолкам. Например, головоломка «Цветное воображение» подходит для детей от трех лет. Задача ребенка — собрать цветные пирамидки, которые помогут ему запомнить числа, наглядно увидеть разницу между ними и решать простые математические примеры. Игра развивает внимание, логическое мышление и зрительно-моторную координацию движений — все это как раз помогает ребенку осваивать технику настолок и готовиться к играм с более сложной механикой.

Головоломка «Цветное воображение»

С каких игр лучше всего начинать?

Самые простые правила в ходилках. Проигрыш в них объяснить проще всего: например, записывать ходы в виде палочек или звездочек, чтобы наглядно показать ребенку, что никто никого не обманул. А в пропасти и ямы, которые возвращают игроков назад, будет попадать и он, и родители — на это влияет только удачно брошенный кубик, так что со временем ребенок поймет, что никто не пытается специально его обыграть.

Зачем играть в настольные игры?

Настольные игры учат детей принимать внешние правила. Ребенку хочется сделать 10 шагов вперед, но на кубике только шесть точек, а если просто так переставить фишку — это не будет считаться победой. Эти причинно-следственные связи он постепенно переносит в окружающий мир: если не пробить билет, тебя не пропустят в транспорт, не хватает денег на конфету, значит, ты не сможешь ее купить.

Настольные игры — повод обсудить эмоции, независимо от того, выиграл ребенок или проиграл. Некоторые игры еще и развивают волевую сферу, потому что дети учатся сдерживать себя в определенные моменты: не раскрывать карты, когда они очень удачные и хочется всем об этом рассказать, и не крушить все подряд, когда проигрывают (правда, к этому навыку обычно приходят через тернистый слезный путь).

Из очевидного — это классный семейный досуг, в котором совпадают интересы детей и взрослых. Все настольные игры нацелены на развитие разных навыков. Это могут быть игры на логику, стратегическое мышление, умение договариваться или быстро реагировать, скрывать свои чувства или ярко их демонстрировать, развивать память и эрудицию.

Игры для для развития всех этих навыков можно найти у Bondibon. Например, обучающая игра «Открой пару» поможет игрокам проверить силу памяти и внимания. Играть в нее можно с четырех лет и дальше без ограничений. Еще вариант — игра «Умный фермер», в которой ребенок научится логически размышлять и стратегически мыслить. Играть можно с пяти лет, но на сложных уровнях даже взрослым придется хорошенько подумать. Справитесь?

Что делать, если ребенок не любит настолки?

Точно не стоит переживать. Понятно, что эти игры всесторонне развивают детей, но есть много способов развивать навыки и без настолок. Например, ребенок обожает что-то строить вместе с друзьями, ходит на спортивные занятия или на кружок для развития логики — то есть и без настолок у него хватает активностей.

Если вы все-таки хотите подобрать классную игру, которая зацепит ребенка, дайте ему выбрать ее самостоятельно. Отталкивайтесь от интересов: ребенок любит драконов — принесите ему красивую игру, на которой они изображены, и сохраните интригу. Например, скажите, что открыть коробку получится только завтра или на выходных. Если он уже умеет читать — предложите изучить правила и разобраться в игре, чтобы он потом постарался объяснить их взрослым.

Как научить ребенка проигрывать?

Не бойтесь негативных реакций

Когда ребенок проигрывает, он может бросать поле, фишки и отказываться играть. Задача взрослого — помочь ребенку распознать эмоции и проговорить их, выяснить причину такого огорчения или злости и проявить сочувствие.

Часто такая яркая реакция ребенка пугает родителей, и они стараются избегать возможных поражений ребенка. Но эти негативные эмоции (как и любые другие) важны, потому что в жизни ребенок будет сталкиваться с ними, и ему нужно научиться их обрабатывать. А настольные игры — та основа, на которой это делать проще всего.

Подбадривайте ребенка во время игры

Если вы видите, что он проигрывает, попробуйте задать эмоциональный темп: «Сейчас папа впереди! Ну-ка давай пробовать его догонять! А сейчас ты впереди! Ой, а я возвращаюсь назад, кажется, точно не смогу выиграть».

Не обесценивайте чувства

Даже если вам кажется, что реакция слишком инфантильная и глупая, подумайте, как бы вы расстроились, если бы опоздали на самолет в долгожданный отпуск. В момент проигрыша ребенок чувствует то же самое.

Проводите тренировочные турниры

В них вы не будете считать очки, а просто убедитесь, что все участники запомнили правила.

Расскажите и покажите, как должны себя вести игроки

Даже в случае поражения можно пожать друг другу руки, поздравить с победой, отметить хороший ход. Если вы проиграли — покажите, как вы справляетесь со своими чувствами: например, «Иногда я делаю глубокий вдох и говорю себе, что расстраиваться — это нормально. Тогда я вспоминаю, как мне нравилось играть с тобой».

Отмечайте успехи

Например, раньше ребенок сдавался и отказывался проигрывать уже на середине, а в новой игре дошел до конца — такой прогресс тоже важно не оставлять без внимания!

Обсуждайте игру

Поговорите про причины поражения и поинтересуйтесь, что чувствует ребенок, даже если он проиграл и не устроил скандал. Со стороны может показаться, что он просто расстроился, но на деле он может замкнуться в себе и отказаться от игры в следующий раз.

Не переключайте внимание ребенка сразу после игры

Если так сделать, может показаться, что вы не придаете значение огорчению ребенка. А вот после обсуждения раунда можно предложить ему другую деятельность — так вы покажете, что поражение в настольной игре никак не влияет на ваше отношение друг к другу и вам хочется дальше проводить время вместе.

Нужно ли подыгрывать детям?

Можно помочь ребенку, если в игру играют несколько человек разного возраста. И то — задача взрослого просто объяснить правила и помогать просчитывать ходы, но не играть за ребенка.

В начале не стоит брать сложные интеллектуальные игры. В них, как правило, есть лайфхаки, которые взрослые быстро поймут и выиграют. А детям сложно до них додуматься. Поэтому либо эти лайфхаки нужно объяснить, либо самим их не использовать, что весьма сложно. Пока ребенок учится и только погружается в мир настолок — старайтесь играть на равных и выбирайте игры, в которых победа зависит от удачи (снова речь о ходилках). Поддаваться специально не нужно — ребенок привыкнет и будет думать, что он постоянно должен побеждать.

Как организовать игру для разновозрастных детей?

Подобрать игру, которая будет понятна всем участникам, либо упростить правила. Снова можно обратиться к ходилкам — они простые и увлекательные, так что в них спокойно могут рубиться и пятилетки, и даже подростки. Попросите старших разъяснить младшим правила и давать им больше времени на размышления и ходы.

Если это новая компания, то за первой игрой лучше понаблюдать: как дети себя ведут, как взаимодействуют друг с другом и как реагируют на ходы. Если все идет гладко — детей можно спокойно оставлять. Не прибегайте после каждого слова в повышенном тоне и не пытайтесь разрешить все конфликты — они нужны ребенку, чтобы он учился их разрешать самостоятельно.

Этот материал нам помогли подготовить наши партнеры и друзья из Bondibon. У них в ассортименте есть игры, которые подойдут как начинающему игроку, который только погружается в мир настольных игр и учится играть самостоятельно, так и фанату настолок, опытов и логических квестов. При выборе важно обращать внимание на возрастные маркировки — они помогут подобрать ребенку игру, в которую будет не трудно и интересно играть. Все они разработаны педагогами и детскими психологами, поэтому научат детей писать, рисовать, помогут развить память, внимательность, усидчивость, мелкую моторику, логическое мышление, скорость реакции и, конечно, открыть творческие способности.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Задача родителей – не избежать негативных эмоций, а научить ребенка с ними справляться. Объяснить ему, что у него есть все необходимое,...
Косметика – это то, что может и должно объединять маму с дочкой. Но иногда она может стать и яблоком раздора.
->