партнерский материал

Явление ребенка народу: как и зачем ходить с детьми в музей

Явление ребенка народу: как и зачем ходить с детьми в музей - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

И делать этот поход комфортным для окружающих и интересным для ребенка

Хотите пойти с ребенком в музей, но переживаете, что он будет опрокидывать статуи и кричать в зале с картинами? Правильно переживаете. Маленьким детям без разницы, в музей их привели или на детскую площадку. Они везде ищут новые впечатления, интересные предметы и не стесняются бурно выражать свои эмоции.

Ничего не поделать — дети так познают мир, и это абсолютно нормально. Но остальные посетители не всегда довольны, когда кто-то перекрикивает их аудиогид. Люди, которые идут в музей, хотят, чтобы созерцанию прекрасного ничего не мешало, их тоже можно понять.

Что же теперь — сидеть дома и ждать, когда ребенок подрастет и перестанет нарушать закон тишины в выставочных залах? Мы с этой позицией не согласны, поэтому решили разобраться, как сделать поход в музей интересным для ребенка и комфортным для родителей и окружающих.

Почему дети шумят в музеях?

Во-первых, потому что это дети и они не любят тихо разговаривать и спокойно стоять на месте (удивительно, правда?). Во-вторых, потому что у них просто нет возможности понять, что музеи — это очень и очень интересно, а экскурсии — полезно и круто. Почему? Сейчас объясним.

Люди, которые хотят посмотреть на искусство, жалуются на шумных детей. А дети редко бывают на выставках и не знают, что там можно делать, а что нельзя, потому что родители боятся осуждениях окружающих и не посещают музеи (или посещают и ловят косые взгляды).

Когда в Петербурге организовали первую экскурсию для мам с малышами в Эрмитаже, новость собрала почти рекордное количество гневных комментариев. А екатеринбурженку не пустили с ребенком в музей, потому что старое здание не приспособлено для детских колясок. На это женщина написала на своей странице в блоге:

«Возмущена и отказываюсь жить по правилу „родила-сиди дома“ или „таскай на руках спящего ребенка в зимнем комбинезоне по музею“. Как будем менять реальность?»

Комментарий абсолютно справедливый, и вопрос актуальный. Молодые родители не обязаны сидеть дома. С рождением ребенка никто не должен забывать о своих увлечениях и уж тем более слушать людей, которые утверждают, что детям в музеях не место. Мало того, что общество давит на молодых родителей, городская среда не всегда дружелюбна (хотя она развивается, мы об этом еще расскажем), так еще запуганные мамы и папы начинают верить, что детям будет скучно, а поход в музей станет пустой тратой времени.

Так стоит ли ходить с детьми в музеи?

ДА (конечно, если вы сами этого хотите)!

Во-первых, это очень полезно. Музей — место для неформального обучения: ребенок не просто сидит за партой, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности. Учитывая, что современные дети привыкли к постоянным стимулам смартфонов, им проще усваивать новые знания в формате взаимодействия с предметом.

В музее ребенок учится анализировать информацию и сравнивать разные экспонаты. Постепенно он начнет замечать различия в стилях, материалах, техниках рисования — прокачает критическое мышление. Научится задавать правильные вопросы, делиться впечатлениями и слушать идеи других людей — такое взаимодействие отлично развивает навык коммуникации.

Во-вторых, если ребенка заинтересовать, то у него не будет времени бегать и кричать, потому что он искренне включен в процесс. Итог: родители не краснеют, ребенок заинтересован, другие посетители не жалуются. Осталось понять, как именно пробудить интерес.

Как ходить с ребенком в музей?

На НЭН мы уже рассказывали, как ходить в музеи с маленькими детьми. А сейчас расскажем, как быть с тоддлерами и теми, кто постарше, — как раз главными зачинателями шума. Главное — не ждать подходящего момента, а идти прямо сейчас, потому что волшебного возраста, в котором ребенок неожиданно станет фанатом музея, не существует.

1

Готовьтесь и выбирайте день заранее

Посмотрите видео о музеях и работы разных художников, расскажите ребенку, зачем вы собираетесь туда идти. Можно прочитать книги об искусстве, написанные специально для детей (например, «Почему в искусстве так много голых людей?» Сьюзи Ходж — заодно узнаете, почему в музее нельзя шуметь). А еще по возможности запланируйте посещение на утро буднего дня — вероятнее всего, народу там будет меньше, чем на выходных, да и ребенок будет отдохнувшим, недавно накормленным и бодрым.

2

Начинайте с короткого промежутка времени и постепенно увеличивайте продолжительность визитов

Лучше начать с 30 или 45-минутных экскурсий, а с каждым разом увеличивать время пребывания. Еще желательно дать ребенку вдоволь побегать и попрыгать перед музеем — например на детской площадке или в парке, чтобы сбросить лишнюю энергию. Так маленький посетитель будет поспокойнее, когда дело дойдет до музея.

3

Позаботьтесь о комфорте

Берите с собой перекусы и небольшие подушки, которые можно положить на пол, чтобы ребенок сел перед картиной и послушал ваш рассказ (или экскурсовода). К одной из сторон такой подушки стоит пришить непромокаемую ткань.

4

Играйте с ребенком, вместо того чтобы рассказывать, какой смысл художник пытался вложить в картину

Дети не любят занудные лекции, им неинтересно слушать всю биографию художника, да и вы вряд ли захотите объяснять, почему Ван Гог отрезал себе ухо. Вместо этого можно поиграть. Подготовьте карту с заданиями: пусть ребенок узнает, сколько человек видели явление Христа, какого цвета платье у девочки с персиками и что держат в руках богатыри. Посмотрите на сайте музея, какие экспонаты будут на выставке и продумайте, как их можно задействовать в вашем интерактивном музейном квесте. Еще вариант — посетить перед просмотром сувенирный магазин и выбрать пару интересных открыток, а потом искать произведения искусства, которые на них изображены, в выставочных залах. За каждое задание или прохождение квеста всегда должно быть вознаграждение, чтобы у ребенка точно осталось положительное впечатление от визита.

5

Посмотрите на картины по-новому

Не удивляйтесь, но у вас с ребенком разные вкусы. Поэтому, особенно первое время, вам придется следовать его интересу и задерживаться у тех экспонатов, на которые раньше вы могли просто не обратить внимания. А еще не искать в них глубокий смысл, а рассматривать простые вещи, например спрашивать у ребенка: «Из чего это сделано?», «Почему использовали такой материал?», «Почему он такого цвета?». И, конечно, готовьтесь к самым сложным вопросам: «Зачем женщине так много тряпок на голове?» (А не про цветовую гамму и историю картины, если вы об этом подумали).

6

Выбирайте то, что интересно ребенку

Он может не интересоваться искусством как таковым, но любить рыцарей, и тогда его заинтересуют картины эпохи Средневековья. А начать лучше с интерактивных выставок, которые созданы именно для детей. В наши дни музеи организуют все: от реконструкций исторический событий до кукольных представлений, конкурсов рисунков и компьютерных симуляций. Возьмите карту на входе и выберите зоны, которые больше всего заинтересуют вашего юного посетителя.

7

Проводите параллели с тем, что уже знакомо ребенку

Попробуйте изучать картины с помощью ассоциаций. Например, свяжите искусство с историей любимого литературного персонажа или члена вашей семьи. Если ребенок знает, что его прадедушка родился в XlX веке, учился в Европе и увлекался искусством, сделайте его вашим историческим ориентиром. Подумайте, мог ли прадедушка видеть пейзаж, изображенный на картине или носить одежду, как у натурщика, быть свидетелем исторического события или, может быть, встречаться с самим художником. Такие рассуждения помогут ребенку понять контекст произведения и запомнить важные детали.

8

Меняйтесь ролями и просите ребенка проводить экскурсию

Пусть дети читают вам лекции о том, что они знают, — это всегда работает лучше, чем наоборот. Если ваш ребенок фанатеет от динозавров, то стоит сходить в палеонтологический музей. Готовьтесь, к концу экскурсии вы будете знать все про стегозавров, птеродактилей, трицератопсов и диплодоков.

9

Поощряйте детей за их терпение

После экскурсии можно побаловать ребенка, например горячим шоколадом в музейном кафе или какой-нибудь понравившейся безделушкой в сувенирном магазине.

10

Начните изучение заранее и продолжайте после

Лучше, если ребенок не просто придет в музей, а будет заранее знать, куда и зачем вы идете (и уж тем более он не должен туда попасть впервые на школьной экскурсии). Устройте выставку игрушек или посетите виртуальный музей дома.

Такую возможность предлагает проект МТС — «Поколение М»

Совместно с Третьяковской галереей компания запустила бесплатную обучающую программу для юных художников. Ребята могут пройти онлайн мастер-классы по ботанической иллюстрации, посетить виртуальную экскурсию и поучаствовать в конкурсе. Победители станут соавторами цифрового ботанического атласа России, который будет представлен в Третьяковской галерее.

Условия простые: нужно в любой технике изобразить растение своего региона и загрузить фото или скан рисунка на сайт «Поколения М» до 30 сентября 2022 года. Это возможность для ребенка не только проявить себя, но и помочь, ведь проект благотворительный: МТС переводит все активности на сайте и в соцсетях «Поколения М» — загруженные работы, лайки и репосты — в деньги и направляет их на лечение тяжелобольных детей.

Участвовать

Куда пойти?

А теперь поговорим о конкретных программах, с которых лучше начать оффлайн-знакомство.

Ведь ребенка проще заинтересовать музейным квестом с загадками и активностями, чем простым обзорным походом по залу с картинами — хотя вы уже знаете, как такой поход превратить в квест. Но если вдруг захочется посмотреть, как это организуют профессионалы, мы нашли несколько вариантов.

Музейные квесты для детей проводят в ГМИИ им. А. С. Пушкина: школьников 1–3 и 3–4 классов ждут приключения с головоломками, ребусами и загадками. В Русском музее в Санкт-Петербурге есть программы для детей разного возраста, и даже группы раннего развития для трехлеток: малыши гуляют по музею и выполняют творческие задания. А квесты в Третьяковской галерее рассчитаны на детей 7–9 и 10–12 лет: участники ищут картины по описаниям, сопоставляют факты и учатся работать в команде (вот еще один навык, который может получить ребенок в процессе знакомства с искусством).

А если до 30 сентября нарисовать растение своего региона и принять участие в проекте «Поколение М», то ребенок сможет не просто смотреть на картины в Третьяковке, но и стать одним из художников, работы которого представлены в галерее. Это уж точно весомая причина сходить в музей — или посетить виртуальную выставку, ведь стать участниками и победителями конкурса могут ребята из любого города.

Участвовать

Квесты проводят и в Кунсткамере, и в музее Космонавтики, и в Дарвиновском музее, и в галерее И. Глазунова. Выбирайте то, что интересно ребенку и вам, берите перекус, подушку и отправляйтесь в музей!

Материалы по теме
->