Зачем ставить детей с ДЦП на ноги и возможно ли это: отвечает реабилитолог

Зачем ставить детей с ДЦП на ноги и возможно ли это: отвечает реабилитолог - слайд

© Коллаж Настасьи Железняк

Интервью руководительницы Детского центра физической реабилитации и спорта «Гросско» Нины Гросс

На YouTube-канале программы комплексной реабилитации личности «Лига мечты» вышло интервью Натальи Белоголовцевой с руководительницей Детского центра физической реабилитации и спорта «Гросско» Ниной Гросс. Эксперт по физической реабилитации рассказала, зачем ставить на ноги детей с тяжелым ДЦП, чем для особенных детей так важен спорт и почему инвалидная коляска — это не свобода, а ограничение. Мы публикуем несколько фрагментов этого интервью.

Почему для детей с ДЦП важна «вертикализация»

Человек от природы существо прямоходящее. Мы не ползаем, не перемещаемся лежа, мы ходим в вертикальном положении. Все развитие человека происходит вертикально. Когда ребенок с ДЦП начинает ходить, он наступает на свою стопу и она должна устойчиво держать его вес. Это очень полезно и я объясню, почему.

Вы никогда не встанете на стопу, если не надавите на нее. Устойчивость зависит также и от зрительного анализатора и вестибулярного аппарата. Если ребенок лежит — то эти сенсоры у него не скоординированы. Простой пример: человек, который идет в темноте, как он ощущает лестницу, как он понимает, куда нужно идти? Он прощупывает пространство стопой и постепенно передвигается. А теперь представьте, что ваши глаза смотрят в одну сторону, а вы идете в другую, сможете ли вы скоординировать себя в пространстве? Нет.

Также происходит у детей с ДЦП, которые долго лежат, у них не скоординирован зрительный анализатор, а вестибулярный аппарат не развивается совсем. Его развитие возможно только в вертикальном положении, как и костно-мышечной системы. Ведь даже когда мы просто идем, то должны держать голову, спину, равновесие, и для этого работают почти все группы мышц, а их у нас порядка 600.

Кроме того, происходит перестройка всей вегетативной нервной системы. При вертикальном положении непрерывно возникают поочередные сокращения различных мышц нижних конечностей и брюшного пресса, что является регулятором процесса притока венозной крови к сердцу. Одним словом, это очень важная ступень реабилитации детей с особенностями.

Почему коляска — плохое решение

Как правило, длительное нахождение в инвалидной коляске для ребенка с ДЦП влечет за собой:

  • функциональное расстройство;
  • дисфункцию малого таза;
  • почечную недостаточность;
  • нарушение лимфатического оттока;
  • ухудшение психологического состояния;
  • перманентную боль в позвоночнике.

Всем нам, а особенным детям тем более, необходимо с детства развивать костно-мышечную систему, наращивать силу и выносливость, чтобы правильно работала сердечно-сосудистая система. Кроме того, если долго сидеть, наступает психологическая усталость — зажата диафрагма, в организм поступает недостаточное количество кислорода. Все это сопровождается головными болями и болью в желудке.

С регулярной вертикализацией проблемы будут уходить. Важно помнить, что ходьба способствует и социализации человека. Взять чашку, застегнуть пуговицу, открыть бутылку с водой — это все движения.

Почему научить детей с ДЦП навыку ходьбы вполне реально

Навыку ходьбы можно обучить и очень легко, главное делать это систематически и с детства. Существуют специальные тренажеры, которые эту задачу облегчают. Здоровый среднестатистический человек делает около шести-семи тысяч шагов в день. Ребенок с ДЦП может делать два-три шага. Мозг этого не запоминает и навык не развивается.

Я убеждена, что ребенок с нарушениями должен развиваться, как любой другой — бегать, прыгать, заниматься физической активностью. Нельзя лишать его этого развития, даже если это дается очень и очень тяжело.

Почему физические упражнения — отличный способ реабилитации

Физические упражнения напрямую связаны с развитием нервной системы и мозга. Если представить лимон, то мозг мгновенно реагирует, и у нас выделяется слюна. Если представить какой-то фрукт, который вы ни разу не пробовали, мозг не подаст сигнал. Чтобы ассоциативные связи возникали, нужен опыт. Для того, чтобы ребенок гармонично развивался — он должен пробовать на вкус, на ощупь и так далее. Дети познают мир через свои собственные ощущения, а не ощущения родителей.

Так же и с физической активностью. Представим, что ребенок начинает выполнять упражнения самостоятельно или при помощи тренажеров и у него получается. Его психоэмоциональное состояние улучшается, что приводит к желанию продолжать двигаться. А дальше уже сам организм начинает работать над реабилитацией.

Организм — это самовосстанавливающаяся система, которому в некоторых случаях нужна помощь и время. Физические упражнения постепенно оказывают терапевтический эффект, у детей улучшается работа:

  • легких;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • вегетативно-нервной системы.

Если показать ребенку, что такое движение, в нем просыпаются инстинкты, особенно, когда у него это движение получается. Я уверена, что ДЦП — это не приговор. Но нужно заниматься регулярно, каждый день, до 18 лет реабилитация должна быть непрерывна. Если она прерывается, то идет откат в развитии и нужно все начинать заново.

Почему особенным детям важен спорт

Людям с нарушениями развития помогает не большой спорт, а физкультурно-оздоровительные мероприятия. Массовый спорт:

  • улучшает психоэмоциональное состояние ребенка;
  • поднимает самооценку;
  • стимулирует желание самореализации и социализации.

Например, в «Лиге мечты» проходят занятия горными лыжами, роликовыми коньками, игровыми видами спорта с элементами футбола и баскетбола. Тренировки представляют собой систему упражнений и носят развлекательный характер, что усиливает терапевтический эффект.

В ходе занятий идет быстрое переключение с одной мышцы та на другую, что помогает ребенку активно работать и дольше не уставать. Например, когда человек с тяжелой инвалидностью съезжает с горнолыжного склона при помощи специального тренажера, у него включаются разные механизмы сохранения устойчивости, у него работает вестибулярный аппарат, идет активная работа мышц во время переноса центра тяжести, включается пассивная мобилизация позвоночника, организм начинает работать более интенсивно.

Не важно, каким видом спорта занимается ребенок и для какой именно цели: чтобы встать на ноги или пойти, заговорить, просто жить активной жизнью. Наша общая задача — довести его до уровня здорового начинающего и я абсолютно уверена, что это возможно. Чтобы облегчить жизнь ребенку с ДЦП, крайне важно заниматься активным терапевтическим спортом при помощи любых доступных технологий.

Полное интервью Нины Гросс о том, как движение помогает детям с ДЦП на пути к жизни, полной возможностей, можно посмотреть здесь.

Материалы по теме
->