71 процент россиян считает, что женское предназначение — быть хорошей матерью и хозяйкой

71 процент россиян считает, что женское предназначение — быть хорошей матерью и хозяйкой - слайд

© Коллаж Chips Journal

Гендерные стереотипы все еще живы

Интересная статистика для тех, кто уверен в победе феминизма. В 2019 году аналитический центр НАФИ совместно с Советом Евразийского женского форума провел большое исследование о том, как гендерные стереотипы влияют на социально-экономическое положение женщин в российском обществе (спойлер: сильно влияют).

По данным Росстата, в России 78,8 миллиона женщин, что составляет 54 процента населения. При этом лишь 60 процентов из трудоспособных женщин имеют работу (это против 72 процентов трудоспособных мужчин). Женщины, занимающие  те же позиции, что и мужчины, в среднем получают на 28 процентов меньше — и это главная проблема женского трудоустройства.

Что примечательно, с образованием и саморазвитием у женщин дела обстоят, как правило, лучше, чем у мужчин: среди высококвалифицированных специалистов 63 процента женщин и 37 процентов мужчин. При этом большинство из 1811 респондентов (40 процентов) согласились с тем, что мужчинам в современном мире проще найти работу и получить повышение.

Это во многом связано с тем, что российское общество до сих пор застряло в ловушке стереотипов, согласно которым принято считать, что мужчины в профессиональном поле показывают себя успешнее женщин. 83 процента опрошенных на просьбу назвать успешного человека, назвали мужчину, и лишь 17 процентов — женщину.

71 процент респондентов до сих пор (!) считает, что предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой. 89 процентов опрошенных женщин убеждены, что мужчина должен быть кормильцем в семье, и чуть меньше половины (45 процентов) согласны с тем, что женщина должна уметь сама себя обеспечивать.

Треть опрошенных — 32 процента — убеждена, что женщина должна делать выбор между семьей и карьерой (причем чаще всего такой точки зрения придерживаются те, у кого есть свои дети).

О чем все это говорит? О том, что гендерные стереотипы в России прочно стоят на ногах и не планируют рушиться в ближайшее время. Девочкам с детства внушают идею о том, что их задача — рожать детей и варить борщи, мальчиков ориентируют на успех в работе и профессиональный рост. И даже тот факт, что современные женщины активно развиваются в профессии, не помогает преодолеть этот барьер — денег им все равно платят меньше.

Хорошо, что в России стали чаще говорить о таких вещах, а данные о 71 проценте людей, которые считают, что место женщины — на кухне, все чаще стали вызывать удивление и недовольство вместо одобрительных кивков. Однако для того, чтобы наши дети чувствовали свободу самостоятельно распоряжаться своей жизнью и получали вознаграждение согласно затраченным усилиям, а не гендерным признакам, нам предстоит пройти долгий путь. И начинаться он должен — традиционно — в семье.

Материалы по теме
->