«На ее месте должен был быть я»: вдовцы рассказывают о своем опыте

«На ее месте должен был быть я»: вдовцы рассказывают о своем опыте - слайд

© Фотография с сайта express-k.kz

Американский психолог создал группу, которая помогает мужчинам пережить смерть жен и воспитывать детей без самобичевания

Доктор Дональд Розенштейн, клинический психолог, работающий в онкологическом центре Северной Каролины, создал группу, в которой  мужчины, самостоятельно воспитывающие после смерти жен детей, смогли получить поддержку, поверить в свои силы и способность быть хорошими родителями. Журнал Time посвятил  статью мужским страхам и разочарованиям, о которых обычно говорить не принято, но обязательно нужно.

Семеро вдовцов: Нил, Карл, Джо, Брюс, Стив, Русс и Дэн, оплакивающие своих жен, собрались в терапевтическую группу, чтобы сказать вслух то, что каждый из них говорил себе наедине: «Всем было бы лучше, если бы вместо жены умер я!». Жены были центром семьи: дети шли к ним с проблемами и вопросами, все повседневные дела были на матери, пока отец был на работе. И вот они остались одни: кто-то с четырьмя детьми, кто-то с двумя или одним.

Перед мужчинами встали вопросы, на которые никто из них не знал ответов: «Что делать, когда дети отказываются говорить о маме? Нужно ли придерживаться правил, которые были в доме раньше или стоит их пересмотреть? Нужно ли как-то отмечать день рождения мамы и что делать на годовщину ее смерти?». Каждый чувствовал родительскую некомпетентность и не знал, куда двигаться дальше. На каждом лежала ответственность за детей и не было никого, кто мог бы помочь разобраться с чувствами и страхами.

Во время групповых терапевтических встреч овдовевшие отцы смогли понять друг друга: когда один говорил, другие неизменно кивали головами -- проблемы были у всех одинаковые. Но один вопрос вызвал особенно оживленное обсуждение в группе. Один из участников занятий утверждал, что его детям было бы лучше с мамой, что вместо нее из жизни должен был уйти он сам. Эта позиция не нашла однозначной поддержки: по мнению других отцов, говорить нужно о разных родительских навыках. О том, что мама может одно, а папа -- другое. Отцам нужно научиться завязывать косы, организовывать праздники, следить за детскими текущими делами, но отсутствие этих навыков не делает отцов плохими родителями.

Со временем обсуждение свелось к вопросу: «Достаточно ли я хороший отец?», созвучному тому, что Дональд Винникот задавал более 75 лет назад о «достаточно хороших матерях». Отцы рассказывали о своих неудачах, страхах и неуверенности. О том, как трудно говорить с детьми, как умерла мама и почему в некоторых случаях у них не было возможности попрощаться. И о многом другом.

Терапия помогла мужчинам почувствовать себя ближе к своим детям, улучшить отношения с ними, не чувствовать себя «не тем» родителем и жить в изменившейся реальности, где есть только отец, но он по-настоящему рядом.

И хотя ничто не может компенсировать потерю матери или отца, группы поддержки очень важны для тех, кто находится в кризисной ситуации.

Материалы по теме
Интересное
Сенат Казахстана проголосовал за принятие закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан...
Четвероногие сотрудники носят специальную униформу и бейджи, а рядом их всегда сопровождают кинологи.
->