Сказки помогли детям в больницах справиться со стрессом и болью

Сказки помогли детям в больницах справиться со стрессом и болью - слайд

Книги оказались эффективнее загадок

Бразильские ученые проследили за тем, как на детей из отделений интенсивной терапии влияют чтение сказок и решение загадок. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В эксперименте принял участие 81 ребенок из Сан-Паулу в возрасте от двух до семи лет со схожими состояниями, чаще всего вызванными респираторными болезнями: пневмонией, бронхитом, астмой. Детей разделили на две группы: 41 ребенок слушал, как ему читают сказки в течение 25-30 минут, а 40 остальных отгадывали загадки в течение такого же времени.

Все дети взаимодействовали со взрослыми, одними и теми же шестью специалистами с более чем десятилетним опытом работы в больнице.

В группе сказок дети выбирали из восьми развлекательных историй с легким сюжетом. Какие именно это были произведения, не уточняется, но, по словам исследователей, это популярные сказки в мире детской литературы. Исследователи намеренно выбрали произведения, которые не сильно влияли на эмоциональное состояние детей. В любой момент можно было попросить начать читать другую сказку или повторить предыдущую.

Итоги

Сказки оказались более эффективными, чем загадки. Специалисты брали слюну у детей за минуту до игры или чтения и сразу после этого занятия.

Анализ показал, что чтение сказок повышает окситоцин в крови и снижает уровень кортизола, «гормона стресса». Окситоцин связывают с эмпатией, чувством спокойствия, снижением тревоги, повышением доверия.

Кроме того, дети чувствовали меньше боли после чтения сказок, и имели больше позитивных ассоциаций с карточками, на которых были изображены больница, медсестра, врач. Если в группе сказок дети говорили, например, что врач — это человек, который заботится о пациенте, то в группе загадок его чаще описывали как человека, который больно колет иглой.

В исследовании отмечается, что загадки тоже привели к повышению уровня окситоцина в крови, но в группе сказок эти показатели были в два раза больше по сравнению с группой загадок.

Почему?

«Во время рассказывания историй происходит то, что мы называем „нарративным переходом“. Ребенок с помощью воображения может испытать те чувства, которые переносят его или ее в другой мир, место, которое отличается от больничной палаты и которое находится далеко от неприятных условий госпитализации», — объяснил глава исследования Гильерме Брокингтон.

Авторы исследования считают, что полученные результаты могут повлиять на то, как персонал больниц взаимодействует с маленькими пациентами, и подчеркивают, что это одно из самых важных исследований, которые они когда-либо проводили.


Ранее испанские специалисты доказали, что видеоигры помогают облегчить боль детям, больным раком.

Материалы по теме