Ученые нашли новый способ лечения тревожности у детей

Ученые нашли новый способ лечения тревожности у детей - слайд

© Фото Polina Tankilevitch on Pixels.com

Оказалось, что помочь детям могут сами родители

Новая методика получила название SPACE (от англ. «Supportive Parenting for Anxious Childhood Emotions» — «Поддерживающее родительство для тревожных детских эмоций»). Она направлена на обучение родителей правильному поддерживающему поведению, не требует взаимодействия психотерапевта с ребенком, а по эффективности не уступает индивидуальной когнитивно-поведенческой терапии с ребенком. Исследование опубликовано в журнале Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (JAACAP).

По данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, тревожные расстройства встречаются у семи процентов детей. К наиболее эффективным методам их лечения относят когнитивно-поведенческую (КПТ) и медикаментозную терапию, но даже они срабатывают только в половине случаев и требуют повторных терапевтических мероприятий.

Ученые давно пытались разобраться, как семья влияет на формирование и развитие тревожных расстройств у детей, и пробовали по-разному включать ее в психотерапевтический процесс. В большинстве случаев, за исключением очень серьезной тревожности, совместная работа с психотерапевтом ребенка и родителя не давала результатов лучше, чем при прохождении терапии только ребенком.

В данной работе группа ученых из Йельского университета решила сравнить терапевтические методы лечения детской тревожности, основанные на работе только с детьми, и методы, основанные на работе только с родителями. До них подобного исследования не проводилось.

Одним из главных фокусов их работы было снижение степени подстраивания, или аккомодации, семьи к тревожному состоянию ребенка. Такое подстраивание родителей происходит в семье постепенно, становится фактором поддерживающим и усугубляющим тревожность ребенка, и может мешать лечению. Проявляться оно может, например, так: родители ребенка, который боится оставаться один, могут разрешать ему спать рядом, а родители ребенка с социальной фобией — говорить в социальных ситуациях вместо него.

«С теоретической точки зрения, семейное подстраивание может способствовать сохранению детской тревожности за счет поощрения избегания и поддерживания зависимости ребенка от родителей, вместо развития у него навыков самостоятельной адаптации», — говорится в статье.

В исследовании приняли участие 124 ребенка с тревожным расстройством в возрасте от 7 до 14 лет. В случайном порядке им было назначено одно из двух лечений: по новому методу SPACE, в котором вся работа проводилась исключительно с родителем (64 ребенка), или с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии, в которой вся работа была ориентирована на ребенка, и родители не принимали никакого участия (60 детей). Каждая группа прошла 12 еженедельных часовых сессий. 97 участников (78 процентов) прошли назначенное лечение до конца.

Работа в КПТ-группе заключалась в когнитивной реструктуризация, выявлении у ребенка убеждений, которые поддерживали тревожное состояние, и их замене альтернативными мыслями и убеждениями о себе. Психотерапевтов обучили не давать никаких дополнительных советов родителям.

Правильная поддержка тревожных детей, которой обучили родителей из SPACE-группы, заключалась в том, чтобы признавать переживания ребенка и одновременно убеждать его в том, что он может справиться со своей проблемой, вместо того, чтобы поддерживать избегание и непреодолимость его сложностей. Для каждого родителя был составлен подробный план по изменению их подстраивающегося поведения и проработаны способы донесения до ребенка новой информации, включая случаи, когда ребенок может реагировать на нововведения повышенным стрессом, злостью и агрессией.

Оказалось, что новая методика, основанная исключительно на работе с родительским поведением, дает результаты сопоставимые с когнитивно-поведенческой терапией, направленной на ребенка. В результате 12-недельной работы с родителями удалось значительно снизить степень их подстраивания, которое обычно поддерживает тревожное состояние ребенка, нарушает лечение и вызывает дополнительный стресс у родителей.

Исследователи указывают, что в их работе было одно важное ограничение: строгое разделение лечения на «ориентированное только на родителей» и «ориентированное только на ребенка». В реальности совмещение этих подходов, то есть параллельная работа с ребенком по КПТ-методике и работа над подстраивающимся поведением родителей, может, по мнению ученых, дать еще более успешные результаты.

Материалы по теме
Интересное
Четвероногие сотрудники носят специальную униформу и бейджи, а рядом их всегда сопровождают кинологи.
Несмотря на старания феминистических движений и изменения в законодательстве некоторых стран, мир по-прежнему не очень справедлив к...
->