Скорее бы в лес
Если дать детям свободу, они сами найдут, чем себя занять. Поэтому направлять их энергию очень даже полезно — тем более на природе, где все любопытно и не очень безопасно.
Идеолог детских туристических слетов Женя Кац рассказала, чем заняться с детьми на природе, чтобы было не скучно вам, и интересно и познавательно — детям.
Шишки, сучки, мох — много чего можно найти на природе, из чего вы вместе с ребенком потом сотворите маленький шедевр. Шишки можно будет раскрасить к Новому году красками или облить клеем и обсыпать блестками. Из сучков, мха, тех же шишек и разнообразных травинок можно сделать картинку или изготовить фигурки и разыгрывать сказку на поляне из мха — получится домашний мини-спектакль.
Почему листья желтеют? Почему одни становятся красные, а другие — желтые? А это какое дерево, а это как называется? Как ползают муравьи? А вы, взрослые, сами знаете? Знаете, что прежде чем плести паутину, паук делает треугольник из паутинок, а уже потом вписывает в него многоугольник? И уже потом плетет все остальное? И что не все паутинки липкие — те, по которым передвигается сам паук, не липкие. Для похода на природу иногда полезно делать домашнее задание и родителям — потом придётся отвечать на вопросы ребенка!
Вода — очень привлекательное место. Но и источник опасности. По данным поисковых отрядов Лиза Алерт, большая часть потерявшихся на природе детей тонет. Поэтому развлечения у воды и на воде возглавляем, организовываем и контролируем!
Через ручей можно бегать туда-сюда, если тепло. А заодно (с малышами, которые еще только осваивают счет) и считать, сколько раз пробежали. Или останавливаться по кодовому слову. И стоять, как будто замерли, пока не услышишь «отомри!».
А кто сказал, что стоять на одной ноге в воде и песке легко? Зато весело! И полезно.
В ручье и речке можно пускать кораблики. А как сделать кораблик и из чего? Кусок коры, палочка-листик. А двухмачтовик сделаете? А-то! И запускаем флот!
Заодно рассказываем об устройстве кораблей — какая мачта с какой стороны, как называются эти паруса, какие команды отдают морякам. Или о свойствах древесины (почему из одной деревяшки легко вырезать кораблик, а из другой — трудно). Или о том, почему течёт вода. У вас перед глазами сотни тем для рассказов, только оглянитесь.
Само собой, башни из песка, ямы в песке, оборонительные рвы вокруг замков — вы и сами их в детстве строили.
Ночуем в палатке — в лесу, на кемпинговой площадке или во дворе дачи. Учимся ставить настоящую палатку правильно. Если на кемпинговой площадке или площадке для пикников есть специальные места для разведения костров, то можно научить детей разводить костер, а заодно обсудить, почему огонь разного цвета. Если специального официально выделенного костровища нет, не рискуйте с огнем ни в коем случае!
Бараны на мосту
Годится упавшее дерево или бревно (только желательно избавиться от острых торчащих сучков), два мячика или воздушных шарика. И в бой! Кто кого столкнет с бревна, используя только шарики? Чур по лицу не бить!
Лесной морской бой
На слетах маленьких туристов мы используем реквизит: несколько метров лент двух цветов, много палочек, раскрашенные шишки. Но поле можно выложить и простыми веточками. Или нарисовать на песке (как и корабли). А шишки красить необязательно.
Правила: двое стараются шишками подбить корабли противника. Шишки подпрыгивают и норовят выскочить за пределы.
Упавшее дерево, дерево с несколькими стволами от мощного комля — отличная лазалка.
«У нас на одном из слетов „туристят“ по наклонной сосне дети лазили все три дня, начиная с пятницы и до самого отъезда, — говорит Женя Кац. — Мы помогли им натянуть рядом параллельные верёвки, повесить кольца, над сосной сделали перила из веревки, под сосной — веревочные лесенки. Дети всех возрастов лазили туда постоянно, кто-то бодро и уверенно, кто-то — преодолевая страх».
Риски в разумных пределах — это полезно! Без риска нет развития. Без риска нет понимания своих возможностей.
В лесу на одном и том же поваленном дереве один малыш пяти лет бодро залезает и уверенно ходит по стволу, потом уверенно спрыгивает сам на землю — с той высоты, которая кажется ему безопасной. А другой ребенок на том же самом бревне боится сделать три шага, садится верхом, боится спрыгнуть даже с небольшой высоты. И это нормально. Но родители, которые тревожатся и волнуются за малышей, зачастую сами вредят детям.
Если ребенок лезет только туда, куда может сам забраться, то риск куда меньше, чем если мы детей все время подсаживаем на высокие снаряды и потом страхуем. Если ребенок привык, что он может рассчитывать только сам на себя, то он лезет куда аккуратнее. А вот если дети привыкли, что мама и папа их все время поддерживают и страхуют, то они могут неожиданно отпустить руки и упасть — в надежде, что взрослый их поймает.
Так что главное правило безопасности: если родители не подсаживают детей, то дети сами лезут туда, куда могут залезть, и не лезут туда, где им страшно. Поэтому просто дежурим рядом.
Наверное, это самое трепетное в отдыхе на природе — романтические моменты с детьми. Вместе смотреть на Луну. Лежать на траве и смотреть на облака. Считать звезды. Загадывать желания на падающие звезды. Искать созвездия. Слушать ночных птиц. Слушать лягушачий концерт. Слушать звуки леса. Думать о том, что светлячки — это упавшие звездочки. Вместе молчать, держась за руки. Вместе вздыхать об одном и том же. Ловите эти моменты, они не вечны.
Слушайте наш подкаст