В результате чрезмерного увлечения этими нереалистичными идеалами у девочек-подростков повышается тревожность, снижается самооценка, возникает расстройство, получившее в средствах массовой информации название косметикорексия.
– Мама, а можно мне крем для лица?
– Зачем? Тебе всего десять, в таком возрасте косметика не нужна.
– Но Ира каждый день мажет лицо кремом, поэтому у нее такая гладкая кожа.
Я не обратила особого внимания на этот диалог с дочкой. Мало ли, какие глупости болтают десятилетние девочки. Кроме того, интерес к косметике – это нормально. Кто из нас не красился тайком маминой помадой и тенями? Рано или поздно через это проходят почти все девочки.
По крайней мере, так мне казалось. Но недавно я прочитала новость о том, что в Швеции планируют запретить продажу кремов для лица девочкам до 15 лет. Статья называлась «Skincare – новая тенденция в социальных сетях среди девочек-подростков». Выражение Skin care – уход за кожей – в статье было написано именно так, по-английски. И речь в ней шла о том, что этот не переводимый скинкэр с подачи блогеров захватил умы совсем юных девочек по всему миру.
Кремы, лосьоны, тоники, сыворотки, витамины и прочие бутылочки, которые раньше казались десятилеткам атрибутами совсем взрослых (как мама) женщин и стояли в одном ряду с динозаврами, оперой и работой в офисе, стали предметом вожделения младших школьниц. Без них теперь никак невозможно быть модной, красивой и современной.
И если диалог о гладкой коже одноклассницы меня сначала позабавил, то теперь я вдруг вспомнила, что слышала выражение скинкэр от дочки уже не раз. И заглядывалась она не на мои помады и тени, а именно на уходовую косметику.
На первый взгляд, это мило и безобидно. Однако, в реальности у родителей есть поводы для волнения. Помимо прямого вреда, который взрослая косметика может нанести детской коже, существуют и другие опасности.
В первую очередь от подобных вещей страдает неокрепшая психика подростков и детей помладше: поиск несуществующего совершенства приводит к различным проблемам, в том числе к развитию расстройства под название косметикорексия.
Социальные сети заполонили блогеры, выбравшие своей аудиторией самую впечатлительную и уязвимую аудиторию – девочек-подростков. Благодаря использованию фильтров их лица на фотографиях и видео выглядят совершенными и лишены каких-либо дефектов – пятен, морщинок и даже родинок.
В результате чрезмерного увлечения этими нереалистичными идеалами у девочек-подростков повышается тревожность, снижается самооценка, возникает расстройство, получившее в средствах массовой информации название косметикорексия.
Этот термин начал использоваться в конце 2023 года, а с января 2024 года в социальных сетях и средствах массовой информации появилось множество статей, описывающих это расстройство. Его связывают с активным развитием бьюти-блогов, которые распространяют информацию о новых косметических продуктах. Косметикорексией называют использование детьми и подростками большого количества антивозрастной косметики по рекомендации блогеров – людей с большим влиянием на детскую и подростковую аудиторию, но не обладающих достаточными знаниями в области использования и безопасности косметических продуктов.
До развития социальных сетей информацию о косметических продуктах люди получали из двух основных источников – от профессионалов с соответствующим медицинским образованием и от отделов маркетинга компаний-производителей, которые были ограничены законодательством и не могли распространять ложную информацию или давать рекомендации, не соответствующие указаниям на упаковках и этикетках, проверенным и одобренным контролирующими инстанциями.
Кроме того, в то время практически не существовало диалога между потребителем и производителем, своим мнением о продукте люди могли поделиться только при личном общении, а также решая купить продукт или отказываясь от его покупки. Сейчас же любой желающий получил не только право высказать свое мнение, но и доступные площадки, где это можно сделать. Большое количество подписчиков в блоге далеко не всегда коррелирует с профессионализмом и наличием знаний и опыта, но однозначно усиливает влияние блогера на свою аудиторию.
Дерматолог из детской клиник Сан Жоан де Деус в Барселоне (Испания) Евлалия Басельга рассказала о том, что большинство ее пациенток – девочки 14-15 лет. Часть из них приходит с обычными проблемами – например, стремясь избавиться от подросткового акне. Но есть и те, кого приводят родители, обеспокоенные чрезмерным использованием уходовой косметики. По словам врача, девочки приносят полные сумки косметических продуктов и отказываются верить, что их использование может им навредить. Слепая вера во все, что говорят инфлюэнсеры, и недоверие к специалистам порой выглядит абсурдно. Одна из пациенток, 14-летняя девочка, рассказала, что по совету любимой блогерки каждое утро полчаса обрабатывает лицо кубиком льда, чтобы «снять воспаление».
Озабочены не только врачи, но и психологи. Ведь попытки походить на «идеальных» блогеров сильно влияют на самооценку девочек, приводят к разочарованию в себе, тревожности, развитию разнообразных расстройств.
В целях борьбы с проблемой в Швеции было принято решение запретить продажу некоторых косметических продуктов детям младше 15 лет. Среди запрещенных продуктов – антивозрастные сыворотки и кремы.
Однако одних лишь запретов мало, чтобы решить проблему. Возможно, стоит задуматься о том, почему инфлюэнсеры из интернета имеют такое огромное влияние на детей и подростков. Стоит ли пытаться это изменить и что могут сделать родители, чтобы улучшить контакт с ребенком.
Дарья Русланова, практикующий психолог
Почему у девочки возникает и сохраняется мысль, что с ней что-то не так и нужно вносить изменения путём косметики? Это вопрос про отражение ребёнка в глазах окружающих и про ее восприятие себя.
На самооценку ребенка влияет атмосфера в семье. Дочь видит и чувствует не только как родители относятся к ней, но и что они думают и говорят о себе самих.
Если говорить об отношениях между мамой и дочкой, то возможно, девочка хочет быть похожей на маму? Такой же красивой и ухоженной как? Может быть, ей хочется быстрее повзрослеть.
В этом случае правильным решением было бы поговорить с дочкой и помочь ей подобрать средства ухода по возрасту. Это явно будет лучше для выстраивания отношений с подростком, чем запрет или наказание.
Стоит смотреть на проблему глубже, пытаться понять ее причины: в чём заключается настоящая потребность? Если речь идет о том, чтобы исправить себя, то это вопрос самооценки. Если девочка хочет быть красивой, как мама, это вопрос поддержки. Дальнейшие действия зависят от потребности, ведь мотивы отличаются и удовлетворение потребности будет выглядеть по-разному для каждого из двух вариантов.
К подростковому периоду самооценка ребенка уже сформирована. В этом возрасте пытаться ограничить ребенка, запрещать смотреть видео и читать блогеров — худший из вариантов. Можно вовлекаться, можно обсуждать и разговаривать — спросить дочь, почему ей кажется, что она без крема некрасивая? И почему для нее так важно мнение блогера. Главное – разбираться с причинами, а не со следствиями. Иначе это будет напоминать борьбу с ветряными мельницами.
Хорошо, если маме действительно интересно, что смотрит ребенок, и можно это обсудить не с точки зрения «разрешаю/не разрешаю», а так, чтобы у него была возможность поделиться мнением, ощутить принятие. И вот когда контакт налажен, тогда можно поговорить о коррекции поведения, но это в подростковом возрасте больше всё-таки про границы. А они у каждого родителя свои и начать бы хорошо с себя — подумать, а что вы чувствуете, когда ребёнок просит купить крем?
Юлия Петрова, психолог для детей и взрослых
Для начала родителям стоит изучить тему. Подписаться на блогеров и посмотреть, что они транслируют. Стоит даже вместе посмотреть видео, чтобы узнать мнение ребенка, понять, что именно привлекает в блогере и контенте. Если это подростки, возможно, девочки выбирают блогеров как ролевую женскую модель и хотят быть похожими на них. Копируют одежду, стиль, прическу. А также и образ ухода за собой.
В подростковом возрасте происходит и сексуальное развитие. Изменение тела сильно влияет на самоощущение себя, на восприятие своего тела. У многих появляются прыщи, и это может отражаться на самооценке. Бьюти-блогеры могут быть помощниками в уходе за лицом или быть теми, кто прошел через это. У девчонок появляется ощущение, что их понимают, относятся к их проблемам всерьез.
Возможно, девочки также ищут значимого взрослого за пределами семьи. И этим взрослым оказывается именно блогер.
По материалам La Vanguardia
Фотография: Matthew Tkocz, Unsplash