Разбор от Академии безопасности Ольги Бочковой
Ну что, поговорим про игровые чатики и вообще про детские игры в сети? Особенно про конфликты в них, блоки-разблоки и украденных петов. Не знаете, что такое петы? Тоже расскажем.
А чтобы не наговорить в собственном родительском беспокойстве что-нибудь не то, мы обратись за помощью к специалисткам по детской безопасности и здоровым коммуникациям — в Академию безопасности Ольги Бочковой.
И вместе с ними разобрали несколько ситуаций, с которыми дети нередко сталкиваются в своем игровом онлайн-общении. А словарь детских игровых терминов (без него в теме не разобраться) нам помогла составить наша колумнистка Наталья Калашникова, мама девятилетней девочки, специалистка по взаимопониманию с детьми.
«Я не хочу в это играть!» — «Ну и не буду с тобой дружить!» И все, ваш ребенок в слезах: «Соня больше не хочет со мной дружить! А мы же с ней ЛП!»
«Не хочу в это играть, — ну и не буду с тобой дружить», — одна из самых обычных детских ситуаций, но страдания дети от нее испытывают подлинные. И если ребенок пришел к вам с этим, значит, дело серьезное.
Что сказать ребенку? Для начала признать, что такое слышать неприятно. А потом можно спросить ребенка, а он сам хочет дружить с этим человеком или нет? Нет? Тогда можно ответить: «Ладно, не дружи!» Хочет? Тогда стоит уточнить у друга/подруги, что вообще он/она имеет в виду? Что из-за того, что я сейчас не хочу играть в эту конкретную игру, он/она готовы прервать со мной отношения полностью? Как правило, нет. Тогда, пожалуйста, говори прямо, что тебе обидно, а не что конец дружбе. Ты мой друг / моя подруга, но сейчас я хочу играть в другую игру. Давай, пока, потом созвонимся.
Заодно поговорите с ребенком, что и ему самому не стоит разбрасываться этим «не буду с тобой дружить».
«Давай прокачаем друг другу пета!», «Дай пета погонять!»
И вот уже ребенку не возвращают игрового питомца, и ребенок в расстройстве разной степени бурности.
Что можно сказать ребенку? Сочувствую тебе, но, дорогой, доверяя кому-то своих питомцев, а также свой игровой домик, своих персонажей, свой инвентарь, свои скины, всегда будь готов, что они могут к тебе не вернуться. Даже если тебе обещают все вернуть.
«А подари мне пета!» — тоже обычная история.
Дело твое, дорогой мой ребенок, — дарить кому-то своих петов, свои скины и прочее, или нет. Но знай, что дарить можно, только если хочешь подарить, а не потому, что тебе грозят с тобой не дружить или наговорить о тебе гадостей, понимаешь?
Если тебе чем-то угрожают за отказ, это уже вымогательство и шантаж. Здесь ответ «нет» и «не надо мне угрожать» а в крайнем случае — выход из игры или чата, расфренд, если угрозы серьезные и вымогательства систематические.
А вот просьба «Задонать мне!» совсем иная. Потому что речь в ней идет уже о реальных деньгах. Тратят ли дети деньги в играх, каждая семья решает по-своему, но выпрашивание денег — это однозначное «нет». Даже если тебя просит ЛП/ЛД. Даже если «он обидится, если я откажу».
«Он обидится, если я откажу». Тоже очень распространенная ситуация. Она может касаться, чего угодно: неравных (невыгодных ребенку) трейдов, просьб поделиться игровой валютой, даже времени окончания игры. Ребенок не может отказать другу, и вот уже отдает ему те или иные игровые блага, играет в то, что не хочется, или в нарушение установленных правил не заканчивает игру, хотя уже пора, не идет делать уроки, а продолжает играть, а до друг же обидится!
Как ребенок может выходить из таких ситуаций? Скажем сразу, ситуация это не имеет быстрого и однозначного решения. Ребенку в младшем, среднем школьном возрасте важно, чтобы с ним продолжали дружить, поэтому он может поступать своими чувствами ради чувств другого.
Такие ситуации требуют от родителей определенного вложения ресурсов и труда. Важно показывать ребенку, что вы рядом, и раз за разом спрашивать у него, что вот ты боишься обидеть друга отказом, а как ты сам себя чувствуешь, когда ты продолжаешь играть, хотя уже пора закончить игру, или когда отдаешь то, что тебе жалко отдавать?
Тебе же тоже плохо? Ты боишься того ребенка обидеть, а сам при этом испытываешь негативные чувства? То есть его чувства важнее, чем твои? Почему он и его желания важнее, чем твои?
Придется продолжать и продолжать помогать ребенку все это осознать. На это уйдет время. И ребенок обязательно пройдет через путь душевных ран, когда он, наступая себе горло, делает то, что не хочет. Но и этот опыт тоже ему нужен.
Но важно следить, чтобы этот опыт касался каких-то условно незначительных вещей, то есть сам ребенок никак физически не пострадает!
«Дай доступ к твоему акку», — тоже, как ни странно, распространенная ситуация.
Иногда дети хотят обменяться аккаунтами в играх, чтобы прокачать друг другу пета или персонажа или чтобы поиграть в чужом мире, это же интересно.
Но, как и в случае с «дай погонять пета», из игрового аккаунта могут украсть инвентарь, петов, могут разрушить мир. А если у ребенка так называемый донатерский аккаунт в игре, то есть к нему привязана банковская карта родителей или счет их мобильного, то с нее могут украсть деньги.
Здесь работает однозначное правило — никому, кроме родителей, доступы не даем! Любые просьбы дать пароли — знак, что тут что-то не так. Ответ один: «Нет».
Аккаунт в сети — он как дом. Вы же не даете ключ от дома друзьям, вот и ключ от аккаунта не нужно давать.
«Мы больше не играем с Вовой», — заявляют дети в игровом чате вашему чаду, подразумевая под этим «и ты с ней не играй».
И вот вопрос. Стоит ли выяснять, в чем тут дело (в чем Вова провинился)?
Нет, не стоит. Потому что когда дети объединяются против кого-то или кого-то кэнселят, — это зачатки или уже начало травли, буллинга. А в травле не имеет значение, из-за чего какого-то ребенка объявили изгоем.
Если в компании принята «дружба против», она в любой момент может обернуться против кого угодно, в том числе и против тебя. Почему? Потому что тем, кто требует, чтобы ты перестал с кем-то дружить, нужна ссора, а не дружба!
«Ваши отношения — это ваши отношения, я ни с кем из вас не ссорилась», — вот такой ответ самый лучший. Дружба — добровольное дело, мы дружим с теми, кто интересен нам и сами выбираем себе близкого по духу человека, решение о начале и прекращении дружбы должно быть наше собственное, а не чье то еще.
«Они не хотят со мной играть!» — больная для многих детей история. Неизвестно, что произошло, ребенок в растерянности, но его выгнали из игрового чата, заблокировали на игровом сервере, и, может быть, кто-то уже рассказал ребенку, что про него в чатике говорят гадости.
Что вообще происходит?! Что делать?! Кроме того, что плакать и страдать?
На самом деле эта ситуация включает в себя две разных истории.
Первая — ребенка исключили из игры посторонние люди, с которыми у ребенка нет никаких отношений, кроме как совместной игры здесь и сейчас. Тут стоит ребенку объяснить, что, вероятней всего, блок не имеет к нему лично никакого отношения. Он для них всего лишь ник, который они видят в своем гаджете, не более того. Имей много игровых чатов, имей много компаний игровых френдов, присматривайся к компаниям, и выбирай такие, где с другими игроками так не поступают, не выгоняют их из игры.
Вторая история — это про людей, с которыми ребенок общается в реальной жизни и играет в Сети. Что можно посоветовать ребенку? Если ты хочешь продолжать общаться с этими людьми, подойди и скажи им, что тебе неприятно, что ты хочешь общаться с ними, но на других условиях. А если это не работает, то стоит задаться вопросом, нужны ли тебе такие друзья и стоит ли под них подстраиваться, если они изначально не хотят тебя принимать таким, какой ты есть, а хотят загнать тебя в строгие рамки, интересные и удобные только для них?
То есть придется помочь ребенку пройти переоценку друзей. Это непросто и тоже, как и в ситуации с «он же обидится», требует времени, это точно не один разговор, в котором ребенок сможет сразу все понять, осознать и пережить.
Как проверить, что новый онлайн-друг безопасен, как минимум, она (она) на самом деле тот или та, за кого себя выдает? Предложите другу или подруге видеозвонок! Много сразу станет ясным.